В эти выходные в голландском Ассене пройдет очередной этап MotoGP – а канал «Моторспорт ТВ» проведет очередные прямые трансляции (показав в прямом эфире квалификации и гонки всех трех классов). Взявшись представить трассу этой гонки, мы никак не могли избавиться от ощущения, что особенности Ассена складываются в очень знакомую картину. И точно! Ассен – это просто какой-то голландский Спа. Причем дело не только в географии.
Долгая история
Каждый интересующийся историей Ф1 знает, что Спа – одна из четырех (наряду с Сильверстоуном, Монако и Монцей) трасс, которые и в календаре самого первого чемпионата мира присутствовали, и сейчас этапы Формулы 1 принимают. Впрочем, к 1950 году биография этой трассы была уже весьма длинной и насыщенной: ведь впервые гонки в окрестностях Спа были проведены в начале 20-х годов. И кстати, это были мотогонки.
Да и в 50-х годах Спа регулярно принимала этап «двухколесного» чемпионата мира. Причем бельгийский мотоциклетный Гран При стоял в календаре рядышком с проходившим в Ассене голландским – часто их разделяла одна-единственная неделя. Примерно 30 лет назад самые быстрые в мире мотоциклисты перестали приезжать в Спа – а вот Ассен остается единственной трассой, которую можно найти в календаре и 1949 года (когда чемпионат мира по мотогонкам состоялся впервые), и 2019-го…
Прошлогоднюю гонку в Ассене объявили самой плотной в истории: 15 пилотов на финише уложились в 16 секунд
Фото: Gold and Goose / LAT Images
Высокие скорости
Спа известна как быстрая трасса, Ассен – тоже. Но если в Формуле 1 прижимную силу создают и болид в целом, и установленные на нем антикрылья, то мотоциклистам приходится рассчитывать главным образом на старую добрую механику. Чтобы байк четче держал траекторию в затяжных быстрых дугах, инженеры сильнее «заваливают» вилку мотоцикла (увеличивают угол ее наклона), а подвеску делают жестче – особенно сильно «зажимая» задний амортизатор.
Однако когда к апексу поворота подвеска «зажалась» до упора, наезд на поребрик, попадание колеса в ямку или проезд через перелом могут резко разбалансировать мотоцикл. Поэтому некоторые команды в Ассене используют специальную, более податливую раму, где часть элементов изготовлены из карбона. На неровностях эта рама «играет», компенсируя жесткость подвески.
В итоге скоростные дуги Ассена дают шанс на успех пилотам Yamaha – мотоциклы этой марки славятся высокой скоростью в поворотах, где могут отыграть потерянное на прямых. Так что, поклонникам Валентино Росси и Маверика Виньялеса не стоит в эти выходные пропускать прямые трансляции на «Моторспорт ТВ».
В прошлом году скорость в поворотах не помогла Yamaha победить: первым финишировал Марк Маркес
Фото: Gold and Goose / LAT Images
Легендарный поворот
Словосочетание «красная вода» мало что скажет поклоннику мотогонок. И если хотите парой слов описать культовый уникальный поворот, где захватывает дух и у гонщиков, и у зрителей – скажите лучше «Хоэ Хейде».
Так называется быстрая связка на последнем секторе трассы в Ассене. Здесь мотоцикл надо на скорости 240 км/ч перекидывать с одного бока на другой – что требует и четких, точных действий, и хорошей физической формы (с полным баком байк весит около 180 кг).
Даже небольшая ошибка в этой точке может стоить очень дорого. Не то чтобы из-за каждой помарки пилоты здесь валятся на асфальт – просто на таких скоростях даже простой уход с идеальной траектории, проскакивание мимо апекса приводят к тому, что мчащийся впереди соперник резко отрывается, а едущие следом норовят проскочить мимо.
Гонка в таких условиях напоминает ожесточенный воздушный бой: атакуй, защищайся, но при этом еще и успевай переключаться на пятую передачу, когда противники слева и справа от тебя на расстоянии ладони.
В отличие от Спа, прямые в Ассене не особо длинные, и максималка не является большим преимуществом
Фото: Gold and Goose / LAT Images
Шикана, где решается судьба гонки
Помните скандальную гонку в Спа в 2008 году? Как на последних кругах Льюис Хэмилтон догонял Кими Райкконена. Как за пару кругов до финиша пошел в атаку в шикане, но срезал ее – и убрал ногу с педали, выпустив финна вперед. Как сразу же пошел в новую атаку и совершил успешный обгон по внутренней траектории в Ля Сурс. Как Райкконен в итоге разбил машину, а Хэмилтон выиграл – чтобы быть наказанным за то, что недостаточно сильно замедлился, пропуская Райкконена…
В Ассене на стартовую прямую тоже выводит шикана (пусть и более быстрая) – и в ней тоже порой происходят увлекательные и спорные события. Четыре года назад Валентино Росси сражался за титул с Хорхе Лоренсо (и итальянец, и испанец выступали за Yamaha) – и у многих было ощущение, что для Доктора это последний шанс завоевать титул. Поэтому и в атаке, и в обороне итальянец бился как лев – каждую десятку и каждый сантиметр у него приходилось буквально выгрызать.
Гонка в Ассене свелась к зрелищнейшей дуэли между Росси и Маркесом, которые несколько раз обгоняли друг друга и до последнего круга не смогли решить, кто же из них победит. На подходе к шикане испанец атаковал и занял внутреннюю сторону трассы на входе. Росси попытался нырнуть в поворот по идеальной траектории – но Маркес уже был на апексе и целился на второй, явно не собираясь оставлять сопернику места на асфальте. Как шар в бильярде, Yamaha итальянца отрикошетила от Honda испанца, срезала шикану, выскочила на асфальт метрах в пятидесяти впереди и первой пересекла линию финиша.
Мнения о том, кто правильнее повел себя в шикане, у пилотов разошлись, судьи же после длительной дискуссии решили не наказывать Росси. Поступив весьма разумно: судьи на трибунах после победы Доктора бились в экстазе – и если бы у итальянца отобрали победу, могли бы повести себя не вполне адекватно. Кстати, а чемпионат России все-таки не выиграл, уступив Лоренсо жалкие 5 очков…
Мокрая трасса в Ассене, на которой допустили ошибки многие фавориты, три года назад стала соавтором единственной победа Джека Миллера
Фото: Gold and Goose / LAT Images
Переменчивая погода
На трассе в Спа проходило немало дождевых гонок, но в этом году природа решила порадовать пилотов снегом. Причем не каких-нибудь участников чемпионата мира по ралли-кроссу (они приехали в Бельгию позже – и гонку, кстати, выиграл Тимур Тимерзянов) – а чистокровных кольцевиков, стартовавших на обутых в слики спортпрототипах и суперкарах в шестичасовой гонке. Снег выпал утром накануне старта, а потом несколько раз принимался сыпать по ходу заезда – он не делал трассу супер-скользкой, но пару раз резко ухудшал видимость. Так что, автомобили безопасности в тот день без дела не стояли…
В Ассене похожие сцены наблюдались в середине апреля. Падение температуры до трех градусов тепла и легкий снежок привели к переносу субботней гонки мирового Супербайка на воскресенье. Сейчас в Ассене тоже не курорт – но, по крайней мере, температура стабильно держится выше отметки в + 10 оС. Так что, с высокой вероятностью заезды (а с ними и прямые трансляции на канале «Моторспорт ТВ») начнутся вовремя.
В субботу эфир начнется в 13:00 с программы «Пропуск в паддок», квалификация будет проходить с 13:30 до 17:00, пилоты MotoGP будут находиться на трассе с 15:00 до 16:00. В воскресенье трансляция начнется в 12:00, гонка MotoGP стартует в 15:00.
Источник: