Гегемония австрийцев в горнолыжных дисциплинах — аксиома с «бородатой» родословной. Чуть ли не каждый местный малыш, достигнув 3-летнего возраста, с подачи заботливого родителя, вставляет пластиковый ботинок в лыжное крепление и совершает первый в своей жизни альпийский спуск.
Отправляясь в окрестности Зальцбурга на ледяной вальс «в стиле Opel», я невольно вспомнил классическое: «быть у колодца и не напиться» и чуть было не прихватил с собой слаломную амуницию. Но только уже на месте понял, что мои горнолыжные фантазии остались где-то в бесснежном Петербурге. В общем, на лыжах прокатиться не получилось, а вот здоровый спортивный авантюризм мне компенсировали заезды на специально сконструированном в Альпах ледяном полигоне с тремя расчищенными и петляющими трассами.
Де факто получилось так: вместо проектировщика горнолыжных «змеек» — опытный инструктор по вождению Opel. Альтернатива слаломным вешкам — оранжевые дорожные конусы. А роль натренированных спортсменов примерили на себя обыденные ремесленники-журналисты. Для последних, собственно говоря, и был организован «4×4 Winter Media Event» — краткий, но емкий по содержанию курс знакомства с полноприводными версиями трех красавцев Opel. В роли таковых выступили уже хорошо известный россиянам Mokka, а также перспективные флагманские Insignia Country Tourer и Insignia OPC Sports Tourer.
Mokka
Польские коллеги прилетели в «город соли» немного раньше нашего брата, а потому пилотировать в «скользких» заездах им посчастливилось первыми. К тому моменту долина между двух горных хребтов погрузилась в синий туман, и было дюже интересно наблюдать со смотровой площадки, как пролетающие мимо тебя Mokka при входе в очередной поворот «ныряют в молоко».
Коварный вираж с подчеркнуто тяжелым перепадом высот (все, как в полноценном скоростном спуске) не прощает пилоту ни малейшей ошибки. Не успел заранее отработать поворот рулем, моментально ощущаешь, как начинает сносить под уклон против твоей воли. И даже не самый хилый парень Mokka, по-кошачьи цепляющийся за ледяной наст, не готов тебе помочь в полной мере.
То, что в арсенале «опелевского» компакт-кроссовера лежит облегченная 65-килограммовая интеллектуальная система полного привода (муфта, редуктор, приводы колес), способная обнаруживать изменения условий движения и адаптироваться к ним еще до момента возникновения критической ситуации, я усвоил еще на родине, несколько месяцев назад. Но условия того, домашнего, теста бы ничто по сравнению с заданиями немецких инструкторов. Точную характеристику альпийскому тесту дает модное в молодежной среде слово «жесть»! Во всех его значениях.
Привод у Mokka активный, то есть работает по требованию. При необходимости способен распределять мощность между передней и задней осью в соотношении от 100:0 (повседневные условия передвижения с нагрузкой на переднюю ось) до 50:50. Полный привод подключается, даже когда Mokka неподвижен для предотвращения проскальзывания колес при трогании.
Он также автоматически активируется в доли секунды, как только водитель отпускает педаль сцепления. После того, как автомобиль тронулся, тяга подводится к передним колесам, а задний мост подключается во время движения, только когда этого требуют ездовые условия.
Так же, как в большинстве кроссоверов, система полного привода Mokka поддерживает функции помощи при трогании на подъемах (HSA) и при движении на спусках (HDC). На альпийской трассе, скажу вам, причин задействовать эту систему у нас не было. Во главе угла было движение и только движение. Круг за кругом приходилось нагружать механический дифференциал кроссовера, «инспектируя» в реальном времени реакцию блока управления, «спрятавшегося» за бронью муфты.
Инструктор постоянно тараторит по активированной рации, но из микса его англо-немецкого лексикона понять что-то внятное непросто. Находясь за рулем, ты сфокусирован, прежде всего, на сложной конфигурации дороги, чтобы прописать меняющуюся в он-лайн режиме тягу по возможности верно и на максимальной динамике. Так что, внимать увещеваниям специалиста получается не всегда.
Сквозь альпийский туман и облака снежной пыли вижу только его жесты, мол, делай парень запас при входе в поворот и проходи его как можно ближе в конусу, чтобы не оказаться в сугробе. Решение, в принципе, понятное — тому же самому приему, помню, нас учил тренер в далеком горнолыжном детстве.
Но выполнить эту простую, на первый взгляд, команду на практике не так уж и легко. Если бы я только мог ведать, какие нагрузки в этот момент претерпевает трансмиссия карабкающегося на ледяную горку кроссовера. За счет выборочного притормаживания соответствующих колес выполняется функция межосевой блокировки… Автомобиль каждым миллиметром соприкасающейся со скользкой поверхностью массы пытается противостоять сносу, играя распределением тяги, и все это происходит где-то под вами, незаметно, я бы даже сказал, эластично.
Недаром еще перед заездами, на ознакомительном брифинге, немецкие инженеры назвали Mokka «внуком» некогда популярной Frontera. Кто постарше, тот, наверняка, помнит бэушные внедорожники Opel на наших дорогах. К чему я? Да к тому, что опыт строительства надежной off-road техники у компании имеется, а потому бессмысленно «учить соловья пению».
Из десятка заездов по кроссоверовской трассе по-настоящему грамотными, признаться, получились не более 2-3. Хорошо еще, что, в отличие от польских коллег, ни разу не оказался на снежной целине, признав тем самым свое поражение. Просто не имел права «капитулировать» перед журналистами страны, где продажи Mokka куда скромнее наших. Вообще же, по информации Opel, с момента появления на рынке реализовано 145 000 Mokka. Из этого количества 45% продаваемых в Европе машин — аккурат полноприводные.
Insignia Country Tourer/OPC Sports Tourer
В случае с 249-сильной Country Tourer рыночная ситуация несколько иная. Она, что ли, более разношерстная. Так, например, из всех реализуемых Insignia в горной Швейцарии на долю полноприводной модификации приходится 50% продаж. В Австрии, также облагодетельствованной Богом вершинами, этот процент ниже — 20%. На самом «урожайном» европейском рынке — германском — версию Country Tourer выбирают 16% покупателей. Только за одну первую декабрьскую неделю 2013 года автопроизводитель получил более 30 000 заказов на Insignia Country Tourer.
В России вседорожника с таким названием пока что нет (ожидается в январе-феврале 2014-го), но по оценкам маркетологов, он способен оттянуть на себя примерно 14% клиентов модели. Цена Insignia Country Tourer — от 1 389 000 руб. Могу анонсом сказать: относительно неплохая стартовая заявка для ведения успешных «боевых действий» против таких грозных соперников, как VW Passat Alltrack (1 529 000 руб.) и Audi A4 Allroad (1 644 000 руб.).
Полный привод для Insignia предлагали и ранее, но модификация Country Tourer получил еще и увеличенный на 20 мм клиренс. Трансмиссия легкового универсала, несмотря на родственные отношения с Mokka, не является точной копией последнего. Спросите, почему? Да потому что задачи у автомобилей разные.
При разработке системы полного привода Insignia 4×4 инженеры Opel во главу угла поставили динамику. В то время как по архитектуре полного привода и ее интеграции с сетью CAN она аналогична системе полного привода Mokka, кроме многодисковой муфты на задней оси устанавливается дифференциал повышенного трения (eLSD) с электронным управлением. Это позволяет распределять крутящий момент не только в «поперечном направлении» (между задними колесами), но и в «продольном» – между осями.
Оптимальная адаптивность системы обеспечивается благодаря использованию спортивного алгоритма управления и способностью системы направлять весь крутящий момент к задним колесам. Благодаря «умному» самоблокирующемуся дифференциалу, плавно распределяющему тягу в соответствии с конкретными условиями движения, Opel Insignia 4×4 позволяет водителю наиболее полно контроль автомобиль.
Настройки системы ESP были также оптимизированы с учетом особенностей системы полного привода. В результате, динамику Opel Insignia 4×4 можно использовать во всей полноте, особенно когда в автомобилях серии OPC вам доступны 325 л.с.
Трасса для OPC Sports Tourer на альпийском полигоне была выстроена по несколько иным лекалам, нежели для «гражданской» Country Tourer. Оно и понятно: разница в 76 л.с. при почти одинаковой массе очевидна, и целеустремленный характер «спринтера» лучше демонстрируется на разгонных участках, чем на сплошной «петле».
Автомобиль просто грезит свободой. Шутка ли для полноприводника — 6,3 секунды до «сотни». Понятно, что такие рекорды устанавливаются не на снегу и не на льду, и все же. 435 Нм момента вытянут из любого заноса, в который при постоянном желании пришпорить попадаешь, штурмуя поворот.
Увлеченный атакой на очередной конус, ты даже не успеваешь проследить, как прыгает стрелка тахометра при переключении с одной передачи на другую. Кажется, что еще немного газку — и поршни напрочь вылетят из выхлопной трубы. Подыгрывает и коробка передач. Она обеспечивает прямую связь мотора с колесами и эффективное торможение двигателем при заходе на крутую ледяную дугу.
Создатели заявляют, что с новой системой полного привода Insignia Country Tourer/OPC Sports Tourer может передвигаться, даже если сцепление есть всего лишь у одного из задних колес. Будучи прикрепленным в очень удобном спортивном кресле, кажется, что это сущая правда.
Электроника фиксирует все наиважнейшие параметры движения. Сетевое взаимодействие компонентов и плавное распределение крутящего момента позволяет системе работать в упреждающем режиме. Например, она немедленно реагирует на поворот рулевого колеса и изменение мощности двигателя, измеряемого с помощью датчика положения дроссельной заслонки. Благодаря этому предотвращается проскальзывание колес или потеря курсовой устойчивости прежде, чем они произойдут.
По сути, систему полного привода Opel можно рассматривать как одну из функций ESP. В то время, как электронная система поддержания курсовой устойчивости вмешивается в критических ситуациях, выборочно притормаживая колеса, чтобы удержать автомобиль на заданном курсе, система «4×4» выполняет «профилактическую» стабилизацию движения еще до возникновения критической ситуации.
На альпийской трассе совершенно неактуальны строчки набившей оскомину песни Макаревича про поворот… Твое движение прозрачно как лед горного озера. Ты отчётливо представляешь, что несёт тебе новый вираж. Ты видишь, как и по какой траектории его проходить. Еще до виража ты заглядываешь за него и производишь искрометную оценку, стандартный он или удлиненный, быть тебе внутри или остаться снаружи.
Решение, с какой динамикой «шпильку», принимаешь ты сам: то ли сделать заход и прокатить, прижавшись к конусу, то ли полностью проскользить дугу в режиме «как получится». А, может, максимально оттормозиться и выползти из поворота по-детски, на 1-й скорости? При любом раскладе Insignia Country Tourer/OPC Sports Tourer проявит послушание и одарит надежностью исполнения. А это в условиях движения с минимальным дорожным сцеплением весьма важно.
На ход ноги…
…вернее на ход лыжи. Местечко, где прошло мероприятие «4×4 Winter Media Event», именуется Обертауэрн. Это одна из престижных в Зальцбургер Ланде территорий катания. Несмотря на небольшой перепад высот (около 700 м), курорт привлекает настоящих любителей сложностью трасс и техничностью катания.
160 дней лыжного сезона — с ноября по май. С начала первых зимних осадков и до мая месяца город просто погребен под снегом, что неудивительно, если учесть высоту курорта.
Лучший снег — в январе и феврале.
В Обертауэрне 5 горнолыжных школ и школ сноуборда. Детская горнолыжная школа для детей от 3 лет. Кругосветку (Тауэрнский круг) можно проходить как по часовой (10 км), так и против часовой стрелки (12 км.). Хорошие возможности для внетрассового катания, особенно для тех, кто предпочитает классический стиль катания по глубокому снегу. Ночное катание на освещенных склонах — с 19:00 до 22:00 каждый понедельник и четверг.
Обертауэрн — самый современный по отельному фонду горнолыжный курорт Австрии. Более 6 500 мест в отелях, шале, апартаментах около склонов. Ближайший аэропорт — Зальцбург (90 км), ближайшая железнодорожная станция — Radstadt (20 км).
Источник: