Каким бы пестрым калейдоскопом не отличался мир импортных автоновинок, но свой сухарь и по сей день сытнее чужих пирогов. «Калину-2» ждала вся страна. Это без преувеличения. Причем, так же страстно, как несостоявшуюся победу национальной сборной на только что завершившемся чемпионате мира по хоккею.
До 16 мая 2013 года Lada Kalina, говоря языком Моэма, «вызывала в памяти профиль на монете, которая слишком долго находилась в обращении». Первая версия машины просто вопила о преемнице, поскольку 8 лет пребывания в неизменном виде для быстро меняющегося рынка, согласитесь, это многовато. Однако, ждали-ждали и дождались: подобно новому вину, Kalina 2 призвана наполнить старые меха «АвтоВАЗа» чем-то свежим и актуальным.
Цвет инженерно-технической мыли автогиганта, сопровождавший прессу в ходе заводской и тестовой презентации, почти по-детски радовался своему новому продукту, охотно отвечая на многочисленные вопросы нашего искушенного брата-Шрайбикуса. А вопросов, скажу вам, и впрямь оказалось вагон и маленькая тележка. В общем, что узнали – то и сообщаем…
Минимализм – это не для «Калины»?
Начнем с вещей, так сказать, общего характера. Как мы уже информировали, ссылаясь на президента ОАО «АвтоВАЗ» Игоря Комарова, Lada Kalina 2 появится в официальной продаже в конце июня. Как видите, ждать осталось недолго. Заводчане приготовили сразу две кузовные версии – хэтчбек и универсал. Второй окажется дороже первого на 7 000 рублей в любой комплектации.
По словам Олега Груненкова, руководителя проекта Granta и Kalina, потребитель воспринимает универсал Kalina не иначе как большой хэтчбек. Потому уровень его продаж достаточно высокий, в сравнении с импортными аналогами.
Седана под именем Kalina ожидать не приходится. С этой ролью неплохо справляется соплатформенная Granta. Олег Груненков говорит, что этот автомобиль рассчитан на минималистов. То есть людей, кому важнее стартовая цена, нежели комфорт. «Калина» же – для более придирчивого покупателя, поэтому новинка уже в базе получила частичный электропакет и некоторые другие опции, которых нет у «Гранты» (скажем, электроусилитель руля, водительский аэрбег и колеса R14).
Предложив Kalina 2 автоматическую трансмиссию, заводчане намекнули слабой и одновременно лучшей половине нашего отечества, что у них может появиться новая подружка, не иномарка. Этим же самым «автоматическим» козырем «АвтоВАЗ» подстроился под грядущие изменения в законодательной базе, которые подразумевают введение сразу нескольких категорий водительского удостоверения (управление а/м с АКПП).
С лица воду – пить!
Смотрится машина действительно свежо. Во всяком случае, фронтально. Живьем ощущение адекватности образа духу времени еще острее. Когда мы, проделав 450 км из Тольятти в Казань, припарковались на территории величественного Кремля, отбоя от зевак не было ни на одну минуту. Троица разодетых иностранок (как потом выяснилось, англичанок) упорно обхаживали «выставочные» экземпляры, пытаясь понять, чьего они «роду и племени». Вы бы видели реакцию интуристок, узнавших, что это – продукт Made in Russia и, к тому же, стоит он не 12 000 фунтов стерлингов, как они предположили, а вдвое дешевле! Жаль, в этот момент по близости не оказалось создателей «Калины 2» — вот бы они порадовались…
При близком рассмотрении выяснилось, что капот и передние крылья новинки – от «Гранты». Стыковка панелей, что называется, более-менее. Оптика, радиаторная решетка и бампер – оригинальные. Блок-фары, к сожалению, не линзованные, однако с дневными ходовыми огнями, что уже уважительно. Задние фонари также в новом исполнении — напоминают о Skoda Fabia. Ручки дверей – в цвет кузова (правда, не в каждой комплектации), а вот дверь багажника теперь открывается как с брелока, так и из салона. Правда, при этом традиционная кнопка на самой двери отсутствует, а жаль.
Базой для обновленной «Калины» выступила все та же платформа 2190, здесь новаций нет. Однако, две величины автомобиля обзавелись другими цифрами: длина увеличилась на 44 мм, а колесная база – на 6 мм (2476 мм).
Что по ходовой части?
Но даже несмотря на эти прибавки, Kalina 2 остается короткой и при этом высокой. Следовательно, инженерам пришлось решать такой насущный вопрос, как устойчивость автомобиля на дороге. По словам Олега Груненкова, была произведена модернизация подвески: введены углы развал-схождения задних колес (как у спортивной «Калины»), увеличен вылет передних, изменена жесткость амортизаторов.
Кстати, как удалось узнать корреспонденту 110km.ru, не последнюю роль во всех этих нововведениях сыграли коллеги из Renault, знающие толк в настройке ходовой части (вспомним неубиваемый Logan). К примеру, именно они порекомендовали использовать в СААЗовских амортизаторах импортную жидкость, а также некоторые другие внутренние компоненты.
Исходя из тестовых ощущений, Kalina 2 ведет себя на скорости несколько надежнее, чем прежде. Однако, до идеала, конечно же, далеко. Раскачка кузова на череде ям полностью не побеждена: несколько раз наш автомобиль отрывало от асфальта, заставляя сердце биться в учащенном режиме. Хорошо еще, что тормоза подверглись дополнительному усилению – этот момент действительно очевиден. Все неровности покрытия передаются в салон, и если бы мы вели речь о дорогой иномарке, прощения ей точно не было бы. Но перед нами совсем другой предмет обсуждения, и в его описании следует адекватно оценивать нюансы работы по модернизации, включая главную – бюджет.
Внедрена новая рулевая рейка – она теперь жестко крепится к кузову (ранее крепилась через резиновые втулки). Тем самым удалось добиться улучшения реакции руля на быстро меняющуюся дорожную обстановку. Правда, любимая журналистами тема т.н. околонулевой зоны еще актуальна: «баранка» в ней все равно пустоватая. А когда приходится на трассе довершать скоростной обгон, неизбежно напряжение внешней (к повороту) руки — дабы машина вышла на требуемую траекторию. Зато прежних вибраций на руле мы не заметили, уже хорошо. Да и двигатель, получивший иные подушки крепления, сидит «в седле» крепко, не резонируя.
Прежде, чем дать информацию о моторах, вспомнился ответ одного из инженеров завода на мой вопрос относительно наличия в продаже тех новых узлов и компонентов, которые появились на «Калине» в данной версии. Оказалось, что «АвтоВАЗ» наплодил к сегодняшнему дню несколько сотен пилотно-испытательных Kalina 2, и все поставщики выразили «комсомольскую» готовность обеспечить конвейер и дилеров всеми необходимыми запчастями, причем, в кротчайшие сроки.
Тросовой привод МКПП
Lada Kalina 2 получила сразу 3 варианта двигателей, причем, в одном 1,6-литровом исполнении. Самого слабого, 8-клапанного 87-сильного с облегченной ШПГ (в комплектациях «Стандарт» и «Норма») нам на тест не дали. Зато познакомили с новыми для «Калины» агрегатами — 98-сильным (идет с «автоматом») и 106-сильным (5МКПП); оба – «о 16 клапанах».
106-сильный движок – это всего лишь форсированная версия 98-сильного, чудес искать не стоит. Прибавка в 8 «лошадей» имела место наряду с увеличением показателя крутящего момента. Теперь он составляет 148 Нм, т.е. на 3 Ньютона больше. Немного, конечно, но для тяговитости и отзывчивости в наиболее «полезном» диапазоне 1000-2500 об/мин и этого оказалось достаточно. Машина не самая тяжелая, и мотор охотно зовет ее в дорогу с «низов». Да и на средних оборотах «Калина» разгоняется неплохо.
На затяжном участке с хорошим дорожным покрытием нашему экипажу, состоявшему из 4 человек, удалось разогнать универсал до максимальных 176 км/ч. Да, на это ушло немало времени, да, салон наполнился шумовым фоном от «еврокамовских» колес и «противоборства» со стороны реллингов. Но для необкатанного отечественного компакт-«вагона» максималка отнюдь неплохая. Расход в скоростном (преимущественно «за 120-130») оказался чуть ниже 11 л/100 км.
Претензий к работе механической коробки, на удивление, не оказалось. И четкость хода рычага, и «растянутость» передач – все, вроде, в порядке. Это та самая 5МКПП, что с октября 2012-го устанавливается на «Гранту». Коробка обзавелась тросовым приводом и получила измененный механизм переключения (из нижней части агрегата он перенесен на верх). Теперь при застывании масла зимой КПП лучше включается в начальный момент движения автомобиля. Что касается старой «механики», полностью избавиться от нее не удалось – при желании коробку можно встретить на самых доступных версиях Lada Granta.
Честный овердрайв
«Автомат» серии Jatco AY-K3, как мы уже сказали, имеет тесную связь с 98-сильным движком. Он старой конструкции, с 4-мя ступенями, однако надежный и проверенный временем. Во всяком случае, именно на это делают акцент представители японской компании-производителя, сумевшие адекватно скрестить АКПП с российским мотором.
В общем и целом, «автоматическая» двигательно-трансмиссионная связка понравилась. Коробка переключает передачи гладко, а если при обгоне не будет хватать мощности, всегда можно воспользоваться режимом «овердрайв» («O/D»). Он – честный, без претензий. При отключенном овердрайве (на приборной панели загорается соответствующая надпись) переключение на следующую передачу происходит на более высоких оборотах, чем в обычном режиме.
Во время торможения АКПП будет держать текущую передачу, переключаясь вниз только по достижении определённой скорости или оборотов двигателя. Имеет смысл отключать овердрайв во время обгона на шоссе в режимах 110-130 км/ч, т.е. вывести из игры 4-ю передачу. После обгона овердрайв, естественно, включаем.
Кнопка управления режимом «O/D» расположена рядом с рычагом АКПП, не промахнешься. Позволяет ли овердрайв экономить топливо, как считают некоторые? Скорее, нет. В нашем пробеге «автомат» оказался расточительнее «механической» версии: его «аппетит» — в среднем, более 11 л/100 км пути. Другое интересное наблюдение было связано со звуковым сопровождением работы АКПП. Когда происходит сброс газа, где-то из-под машины доносилось нечто схожее со свистом лопастей самолетного двигателя, заканчивающих свою вращательную работу. По словам одного из инженеров «АвтоВАЗа», таким оригинальным аудиосопровождением в коробке «играет» масло.
Тачскрин – это реалия
Иногда «тенором поет» кондиционер, меняющий режимы своей работы. Может, он вспоминает свои американские корни (марки Visteon), а, может, ему и впрямь тяжело далась волжская жара «под 30»… Опасаться этого, как говорят автовазовцы, не стоит – вполне естественный процесс. Главное, что он неплохо справляется со своими обязанностями.
То, как оформлен на консоли блок управления климатической установкой, достойно уважения. Равно как и появление в топовой комплектации новой мультимедийки с тачскрин-экраном. Смонтирован он высоко, аки крутой волжский берег, и все выдаваемые показания считываются на ходу легко и непринужденно. Чтобы выбрать необходимую FM-радиостанцию или пролистать фотоальбом, можно использовать альтернативный вариант – посредством обычных клавиш на консоли. Работает мультимедийная система довольно шустро, но косяки все же имеют место быть.
Обеспечена машина и USB-разъемом, причем, спрятали его в бардачок. Разработчики приложили все усилия, чтобы подключение флэшки во время движения было беспроблемным. Жаль, что забыли обеспечить солнцезащитный козырек над головой водителя зеркальцем, а шляпки саморезов, крепящих некоторые стыковые панели в салоне, — заглушками.
Что касается передних кресел, они достались второй «Калине» от предшественницы – экономику вопроса никто не отменял. Особо удобными их назвать не получается: подушка мягковата и коротковата, да и скрип на кочках пока что не побежден. Зато наружные зеркала оставляли и оставляют приятное впечатление – обзор через них классный.
Перспектива
Автовазовцы обещают в течение года доработать «Калину», доведя ее комфорт и характеристики до нового уровня. В частности, топ-версии обзаведутся климат-контролем, парктроником, системой ESP, подушками безопасности в передних сидениях. Ожидается и навигационная система.
А вот полноприводной «Калины» ждать бессмысленно – массового потребителя на нее днем с огнем не сыщешь. И в этом тольяттинских автомобилестроителей понять можно. С данным проектом они справились положительно. Поставят перед ними новые задачи – будет тема для отдельного разговора…
Источник: