«Запорожец»: история создания

Статья о создании и технической эволюции «Запорожца»: интересные факты о модели, история развития. В конце статьи — видео о создании «Запорожца».

Содержание статьи:

    Сельскохозяйственная родословная
    Сквозь тернии к серийному производству
    Угроза «Фиату»
    «Инвалидки»
    Киноляп
    Маленькой должна быть женщина, а не машина
    Видео о создании «Запорожца»

Много кличек имело это странноватое транспортное средство — от «Горбатого» или «Запора» до «Чебурашки». История рождения и жизни уникального советского автомобиля – Запорожца – в нашем обзоре.

Сельскохозяйственная родословная

Как родилась в умах инженеров и конструкторов идея подобного автомобиля: слишком маленького, слишком громкого, неказистой конструкции и невероятно дешевой цены?

Действительно, по сравнению с Москвичом, стоившим порядка 2,5 тысяч рублей, и уж тем более с Волгой, чья цена превышала 5 тысяч рублей, сумма в 1800 рублей за худо-бедно транспортное средство казалась фантастически привлекательной. Поэтому многие семьи откладывали свои зарплаты, вставали в многолетнюю очередь и дожидались первого собственного автомобиля.

Хотя он вызывал массу насмешек, став объектом поговорки про полчаса позора, зато в работе он был доступен, экономичен и ремонтопригоден.

В 50-х годах каждая страна-автопроизводитель обзавелась малолитражной моделью, практичной, популярной, ставшей народным достоянием. В Германии таковой стал Фольксваген Жук, в Италии – Фиат 500, а Союз традиционно отставал.
В то время в Москве существовал завод малолитражных автомобилей, ныне закрытый и забытый, которому и поручили разработку. Хрущев как раз получил подробное описание итальянской модели Фиат-600 и решил, что подобная машина достойна пойти в широкие массы советских трудящихся.

Получив соответствующее распоряжение, команда завода изучила «итальянца» и к 1957 году представила первый образец, названный Москвич 444. Однако заводские цеха были настолько загружены собственной работой, что для полноценной работы над новой моделью просто не было ни времени, ни ресурсов, ни мощностей.

И Совет Министров нашел менее загруженное предприятие – Запорожский завод сельхозтехники. Причем несмотря на то, что автомобиль пришлось создавать с нуля, заводу велели продолжать выпуск собственной продукции в тех же объемах. Кроме того, ориентированный на сельхозтехнику, завод попросту не имел специалистов, умеющих конструировать автомобили. Поэтому на помощь были командированы специалисты с ГАЗа и МЗМА, а запорожские работники, в свою очередь, отправились на автомобильные производства для стажировки. Поставщиком силовых агрегатов стал моторный завод из Мелитополя.

Сквозь тернии к серийному производству

Вроде бы простая модель довольно долго не поддавалась своим создателям. Один из членов рабочей команды отзывался о первых опытных образцах как о неплохих ходовых макетах. Они могли передвигаться с небольшой скоростью, но нагрузку уже не выдерживали.

Передняя подвеска давала динамический ход не более 40 мм, тогда как для отечественных трасс требовался как минимум 70 мм. Ну а мотоциклетный двигатель вовсе был не годен для серьезного автомобиля.

С силовыми агрегатами машину долгое время преследовали неудачи и проблемы, ведь в Союзе не существовало производства двигателей такого объема. Пока инженеры пытались подобрать наилучший вариант, в модель помещали и вышеуказанный двигатель от мотоцикла, и от BMW, затем несколько образцов, разработанных в НАМИ. Последние приходилось доводить до ума едва ли не в процессе сборки, ведь они имели воздушное охлаждение, но отсутствие автономной печки исключало корректную работу двигателя.

Хотя в целом этот агрегат можно назвать передовым для тех лет, он изначально разрабатывался для армейских нужд, а точнее – для амфибии. Таким образом, применение его для гражданского автомобиля было по крайней мере бессмысленным.

Первая партия так и не пошла в те самые широкие массы, а была распределена по смежникам. Машины откровенно вышли с конвейера «сырыми»: крошечный багажник, катастрофичный уровень шума, слабая динамика разгона, перегрев мотора летом и плохой пуск зимой, тесный салон и двери с задними петлями.

Но самым страшным было самопроизвольное открывание двери в процессе поездки, причем машина при этом теряла управление.

Хотя Хрущева без жертв прокатили на новинке, которую он вполне оценил, коллектив создателей стремился быстрее приступить к следующей модели, избавленной ото всех недостатков.

Угроза «Фиату»

Как бы забавно и несерьезно ни выглядел Запорожец, он вполне успешно экспортировался за рубеж. С этой целью машине подарили более произносимые для иностранцев имена — Jalta, Eliette, ZAZ в зависимости от модификации — и несколько модернизировали.

Так, эти модели получили лучшую шумоизоляцию, зеркало заднего вида, установленное на левое крыло, радиоприемник, пепельницу, а резиновый бачок омывателя заменили на пластиковый.

Парадоксально, но все те параметры, которые среди советских автовладельцев высмеивались, особенно ценились иностранными владельцами. Например, незаурядные внедорожные способности, достигаемые за счет независимой подвески и сглаженному днищу. Смешной вес в 665 кг позволял существенно экономить на топливе, а в случае застревания в грязи или снегу — собственными силами вытолкать «малыша».

Так как в советские времена все предприятия были государственными, экспортированием занималась соответствующая организация под названием «Автоэксперт», имевшая за границей обширную сервисную сеть в тысячу с лишним техцентров и несколько десятков гарантийно-консультационных пунктов.

Непосредственным продавцом не только Запорожца, но и советского автопрома в целом была компания Scaldia–Volga, имевшая уже в 60-е годы настоящие дилерские центры, строгие и элегантные, со стеклянными витринами и стенами между офисами, а также кафельными полами.
Вот только была у этих центров одна особенность – улучшать оставляемые модели. Иногда изменения касались только перекрашивания цвета или добавления обвеса, а иногда носили более глобальный масштаб – установки другой трансмиссии или двигателя.

Модернизированные или заводские Запорожцы не только пользовались популярностью, но и превосходили по характеристикам те же Ситроен и Фиат, причем и по стоимости, и по общей концепции. За период экспорта, продолжавшийся 9 лет, ежегодно за рубеж уходило по 4-5 тысяч экземпляров.

«Инвалидки»

На базе Запорожца производили множество разноплановых модификаций, в том числе пикап для внутризаводских нужд, почтовый автомобиль и так называемые «инвалидки».

Модель 968 МБ имела полностью ручное управление, так как предназначалась для людей с повреждениями ног. Она оснащалась ручным гидравлическим приводом сцепления и тормозов, а также дроссельной заслонкой.
Модели 698 МГ и 968 МД были сконструированы для людей с обеими здоровыми руками, но лишь одной рабочей ногой. Помимо аналогичного ручного гидравлического привода, они обладали ножной педалью для привода сцепления.

Версия 968 МР была ориентирована на водителей, имеющих по одной здоровой ноге и руке, а потому имела электровакуумный привод сцепления и ножное управление тормозами и акселератором.

Киноляп

Любимый до сих пор фильм «Три плюс два» был снят в 1963 году и вызвал недовольство советского руководства. Он показался слишком легкомысленным: полуголые люди, отсутствие «идейности», чтение зарубежных детективов, безделье, погони и амуры.

Но несмотря на скепсис руководящего аппарата, «кассовые сборы» среди простого народа были феноменальными.

Помимо участия в картине легендарных актеров, был там задействован и горбатый Запорожец, которого можно назвать полноценным героем. Но одна из фраз в его адрес кажется непонятной и необъяснимой.

Когда ветеринар Роман в исполнении Андрея Миронова назвал машину консервной банкой системы Запорожец, его друг Вадим переспросил – новой ли модели. Так как в 1963 году существовала единственная модель, 965-я, то не понятно – о чем был вопрос Вадима.

Единственным объяснением может быть посещение героями фильма выставки на ВДНХ, где демонстрировался прототип будущего ЗАЗ-966.

Маленькой должна быть женщина, а не машина

Хотя инженерно-конструкторская команда готовилась к выпуску новой, усовершенствованной модели, той самой 966-й, ее производство постоянно откладывалось и затягивалось. Отчасти это было связано со строительством нового завода – ВАЗ, отнимавшего много ресурсов, но более всего — со сменой власти в стране.

Эпоха Хрущева закончилась, и новым генсеком стал Леонид Брежнев. В отличие от всех предыдущих глав государства, он был страстным автолюбителем и отчаянным гонщиком. Именно он фактически ввел моду на коллекционирование машин, которого в Союзе никогда не было. По сведениям из разных источников, в гараже Брежнева было до трех сотен разнообразных моделей, среди которых — Кадиллаки, Мерседесы, Роллс-Ройсы и Мазерати.

Вполне объяснимо, что смешное творение Запорожского завода не приглянулось такому ценителю, хотя вслух он никогда не озвучивал своего мнения, производство не закрывал и даже раз прокатился на Запорожце по Кремлю. Генсек просто…словно бы забыл о существовании этого автомобиля, заявив, что маленькими имеют право быть лишь женщины, а машины должны быть большими. Тем самым и без того не самое массовое производство стало потихоньку сходить на нет.

Заключение

В общей сложности за весь срок существования Запорожца он был выпущен в количестве 3 миллионов экземпляров, что для нашей необъятной родины достаточно мало. К примеру, в Италии 60-й Фиат в разы превысил этот результат. Кроме того, действительно «народным автомобилем» сравни «итальянцу» эта модель так и не стала.

Однако стоит отдать должное – благодаря своей доступности он большую часть советского народа приобщил к образу жизни «на колесах». «Горбатому» немного не повезло с разработчиками, со страной выпуска, не оценившей такую конструкцию, со временем рождения. Но все равно свою задачу на тот момент он выполнил достойно, внеся огромный вклад в автомобильную летопись нашей страны.

Видео о создании «Запорожца»:

Источник: fastmb.ru

igri-winks
Добавить комментарий