Статья о том, есть ли необходимость в отмене оранжевого света светофора в Украине — плюсы и минусы инициативы. В конце статьи — видео о возможной отмене желтого.
Содержание статьи:
- Причина пристального внимания
Плюсы и минусы отмены «оранжевого»
В итоге
Видео о возможной отмене желтого света светофора в Украине
Власти Украины, в частности — премьер-министр Владимир Гройсман, озаботились проблемой желтого сигнала светофора. Чиновники начали изучение вопроса целесообразности наличия оранжевого фонаря на оборудовании, регулирующем движение.
К решению задачи привлечено несколько профильных ведомств:
- Министерство инфраструктуры;
Национальная полиция;
«Укртрансбезопасность»;
«Укравтодор».
При этом нет точных данных о том, какие именно задания получили привлеченные организации и что конкретно должны делать. То есть, неизвестно, как будут проводиться исследования, а также каким образом 4 ведомства планируют взаимодействовать и нужно ли вообще сотрудничество между ними.
Владимир Гройсман подчеркнул, что вопрос «оранжевого сигнала» будет вынесен на рассмотрение кабинета министров. Остается только догадываться, в каком ключе пройдет обсуждение такой архиважной для страны проблемы.
Причина пристального внимания
По мнению премьер-министра Украины, «оранжевый» сигнал светофора – причина множества ДТП, включая резонансные происшествия с многочисленными жертвами. Высокопоставленные чиновники считают, что именно этот промежуточный сигнал вводит в заблуждение водителей и пешеходов, провоцируя тяжелые аварии.
Такое объяснение выглядит нелепым на фоне тотальной разрухи дорожного хозяйства и нарушения правил дорожного движения. Не спасли ситуацию стремительно взлетевшие штрафы и «официально жесткие» меры. Только в 2017 году зафиксировано 114 000 случаев управления транспортными средствами в состоянии наркотического и алкогольного опьянения. А всего произошло 162 500 аварий. В 2016 году этот показатель составил 138 261 ДТП. Налицо отрицательная динамика, и вряд ли тут виновен предупреждающий сигнал светофора.
Еще один аргумент в защиту «оранжевого» – ПДД, где четко указывается, что желтый сигнал светофора запрещает движение и является предупреждением. Исключения прописаны в пункте 6.14. Только в экстренных ситуациях, таких как занос на гололеде, разрешается движение автомобиля на «желтый свет» (собственно, в подобной ситуации мало что зависит от светофора и даже от водителя).
Получается, украинские власти, имея четко прописанные правила, касающиеся «желтого» сигнала светофора, винят его в большинстве ДТП. При этом даже не рассматривается вопрос качества подготовки водителей в автошколах, не берется во внимание человеческий фактор и часто применяемое правило жизни «авось пронесет, и этот перекресток проскочу».
Нельзя забывать и об активной интеграции страны в европейское сообщество, где светофоры в разных странах показывают только 2 сигнала:
- разрешающий зеленый;
запрещающий красный.
Но, что получит Украина от такого шага в сторону западных стандартов? И нужен ли такой шаг? Это необходимо рассмотреть более детально.
Плюсы и минусы отмены «оранжевого»
Так, по задумке правительства, отказ от желтого сигнала светофора улучшит дорожную ситуацию в стране. Это весьма сомнительный эффект, если учесть несколько факторов:
- масштабность проекта;
традиции;
затратность.
Для тотальной модернизации системы потребуется время. Сначала решения будут приниматься на высшем уровне, затем начнется разработка стратегии и механизма реализации проекта.
Следующий этап – проведение торгов на закупку оборудования, тендеров для привлечения подрядчиков. Тут следует учесть, что процедура государственных закупок хоть и стала открытой и прозрачной благодаря системе ProZorro, но осталась долгой из-за процессуальных особенностей и системы рисков, где заявки на торги оцениваются по более чем 70 риск-факторам.
Негативным моментом станет затратность реализации проекта. Это бремя ляжет на плечи налогоплательщиков, и не факт, что все выделенные средства будут израсходованы по назначению.
Также существует риск увеличения аварий, так как украинские водители привыкли к существующему алгоритму работы светофоров.
Еще один минус – сам процесс замены регулирующего оборудования. Грамотно организовать его достаточно сложно, а нерегулируемые перекрестки пополнят статистику ДТП. Но если учесть процессуальные трудности и опыт реализации масштабных проектов, гражданам Украины придется еще долго ждать красно-зеленых светофоров.
В итоге…
Можно предположить, что решение об отказе от «оранжевого» сигнала примет кабинет министров. И первый этап проекта частично реализуют в столице и крупных городах. Но это будет не скоро, а ажиотаж быстро затихнет. В результате водителей на большей части страны продолжат вводить в заблуждение желтые сигналы.
Еще один вариант развития событий – инициатива останется не реализованной ввиду отсутствия средств и целесообразности их расходования. Остается ждать результатов, выводов исследований профильных ведомств и окончательного решения высшего руководства.
В идеале, Украине не помешает плавное, без перекосов и скандалов обновление регулирующего оборудования. Но общая обстановка, проведение реформ образования и медицины показывает, что государственный аппарат пока не готов эффективно решать столь амбициозные и масштабные задачи. Поэтому не следует причислять 3-цветные светофоры к пережиткам — они еще послужат.
Видео о возможной отмене желтого света светофора в Украине:
Источник: