Бортовой тягач МАЗ-500

МАЗ-500 – крупнотоннажный грузовой автомобиль с компоновочной схемой «кабина над двигателем» (первая подобная модель в истории советского автомобилестроения)… Он предназначен для осуществления большого спектра задач и адаптирован для работы даже в сложных погодных и климатических условиях…

Первые опытные образцы «пятисотого» были представлены в 1958 году, а спустя пять лет с конвейера «Минского автомобильного завода» сошли пробные грузовики.

Серийное производство автомобиля, пришедшего на смену модели «200-ой» серии началось в марте 1965 года, однако уже в 1970-м он пережил модернизацию, в результате которой получил наименование МАЗ-500А и лишился большинства выявленных при эксплуатации недостатков.

Выпуск машины продолжался до 1977 года – именно тогда на свет появилось новое семейство МАЗ-5335.

МАЗ-500 обладает моментально узнаваемой внешностью с двухдверной кабиной, которая демонстрирует «зализанные» очертания, «клетчатую» радиаторную решетку, круглую светотехнику и компактный металлический бампер.

Базовая модель «пятисотого» – бортовой грузовик, имеющий следующие габаритные размеры: 7140 мм в длину, 2500 мм в ширину и 2650 мм в высоту. Между мостами у автомобиля укладывается 3850-миллиметровый промежуток, его дорожный просвет составляет 270 мм, а величина фронтальной и задней колеи не превышает 1970 мм и 1865 мм соответственно.

В снаряженном состоянии МАЗ-500 весит 6500 кг, а его грузоподъемность насчитывает 8325 кг. Предельно допустимая масса машины достигает 14825 кг (кроме того, она способна буксировать прицепы полным весом до 12000 кг).

В кабине минского грузовика царит абсолютный минимализм – здесь находятся лишь необходимые водителю органы управления и отсутствуют какие-либо «блага цивилизации».

Внутри автомобиля оборудовано три посадочных места (при этом сами сиденья не отличаются продуманной эргономикой), за которыми установлена одна спальная «полка».

«Сердцем» МАЗ-500 является шестицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-236 рабочим объемом 11.2 литра (11150 кубических сантиметров) с V-образным строением, чугунным блоком цилиндров, непосредственным впрыском солярки, жидкостным охлаждением, турбонаддувом и 12-клапанным ГРМ. Он вырабатывает 180 лошадиных сил при 2100 об/минуту и 667 Н•м вращающего момента при 1500 об/минуту, а устанавливается вскладчину с 5-ступенчатой «механикой», сухой двухдисковой муфтой сцепления и ведущими задними колесами.

Максимальная скорость автомобиля варьируется от 75 до 85 км/ч (в зависимости от года выпуска), а потребление горючего у него не превышает 25 литров на каждую «сотню» в комбинированных условиях (всего же топливный резервуар грузовика рассчитан на 200 литров жидкости).

В основе МАЗ-500 находится лонжеронная рама, на которой закреплены кабина и все основные агрегаты и узлы. «По кругу» машина может похвастать зависимыми подвесками с продольными рессорами полуэллиптической формы и телескопическими амортизаторами двойного действия.
Грузовик укомплектован рулевым комплексом с гидравлическим усилителем управления и тормозной системой с барабанными механизмами на всех колесах.

Помимо стандартной модификации, для «пятисотого» был предусмотрен широкий перечень дополнительных версий:

    МАЗ-500Ш – двухосное шасси, которое предназначалось для монтажа разнообразных специальных надстроек (бетономешалка, кран, топливозаправщик и т.д.).
    МАЗ-500В – грузовик, выпускавшийся по военному спецзаказу, с цельнометаллической платформой и тентом.
    МАЗ-500Г – двухосный грузовой автомобиль с бортовым кузовом и увеличенной базой колес, который предназначался для транспортировки длинномерных предметов.
    МАЗ-500С – специальная модификация машины, адаптированная для использования в условиях Крайнего севера, которая отличалась дополнительным утеплением и обогревом кабины, прожектором для работы в условиях полярной ночи и предпусковым подогревателем двигателя.
    МАЗ-500Ю – бортовой автомобиль с термоизоляцией кабины, подготовленный для эксплуатации в жарких регионах.
    МАЗ-505 – полноприводный вариант грузовика с колесной формулой «4×4» (был выпущен небольшим тиражом).

Помимо этого, на базе минского автомобиля строились и другие, самостоятельные модели:

    МАЗ-503 – крупнотоннажный самосвал с колесной конфигурацией «4×2».
    МАЗ-504 – двухосный седельный тягач, предназначенный для транспортировки разнообразных грузов в составе автопоезда.
    МАЗ-509 – полноприводный автомобиль-лесовоз, подготовленный для работы с двухосными прицепами-роспусками.
    МАЗ-516 – трехосный грузовик, оснащенный «вывешиваемым» третьим мостом (мог опускаться и подниматься в зависимости от нагрузки) с целью увеличения грузоподъемности.

На вторичном рынке России МАЗ-500 «на ходу» в 2017 году можно приобрести по цене от ~50 тысяч рублей.

Основными достоинствами автомобиля являются: надежная и выносливая конструкция, высокая ремонтопригодность, доступность запчастей, отличная грузоподъемность, хорошие ходовые качества и отсутствие каких-либо электронных систем (что исключает их поломку).
Однако хватает у него и отрицательных моментов: не самый мощный двигатель, низкий уровень комфорта и безопасности, высокий расход топлива и т.д.

Источник: truck.ironhorse.ru

igri-winks
Добавить комментарий