Попросите любого грузина рассказать про Давида Строителя, и он распрямит от гордости плечи. По преданию, рост особо чтимого в Сакартвело святого был равен 2.20 метра. Меч воина Христова весил 50 кг, а лошадь под ним в бою приходилось менять через каждый час. Силен был царь физически, но еще сильнее был его дух.
В советские годы считалось, что гордый закавказский народ живет на широкую ногу — пирует в дорогих ресторанах и разъезжает на черных "Волгах". Сегодня уже мало кто верит в эту иллюзорность. Реалии жизни таковы, что подавляющая часть народонаселения Грузии, в прямом смысле слова, выживает. Но даже в самых тяжелых экономических условиях грузины тверды духом и не подают признаки уныния. Они как и прежде пьют много вина, произносят длинные тосты за дружбу и мечтают о хорошем автомобиле.
"Хороший" в их понимании — это большой, красивый, надежный и, желательно, полноприводный. Равнинные дороги в Грузии, конечно же, есть, однако горный рельеф никто не отменял. С асфальта тут приходится съезжать намного чаще, чем нам, жителям обеих столиц и мегаполисам Среднерусской равнины.
Такой внедорожник, как Toyota Highlander, грузинам не знаком в принципе, потому как отсутствуют официальные продажи. Но самые активные из местных не скрывали одобрения, заприметив его (с московскими номерами) на своих извилистых дорогах. Невольно вспомнился Даниил Гранин: "После страшного драндулета он наслаждается легким ходом мощной машины, которая мягко пробирается через лужи, ухабы… — С чего вы взяли про машину? – Все русские мужчины мечтают о хорошей машине". Повторюсь: и не только русские…
Был один, стало два
Лучше всех с "Горцем" знакомы американцы, потому как изначально Highlander предназначался именно для заокеанского рынка. Презентовав автомобиль в 2000-м, первое поколение успешно просуществовало до 2007 года. В Россию автомобиль попал всего три с лишним года назад, когда Toyota провела рестайлинг II поколения. В отличие от рынка США, нам был предложен только полноприводный вариант и только с одним мотором — 3,5-литровым V6 мощностью 273 л.с. Несмотря на силовую монополию и незнакомое доселе имя, в первый год продаж российским дилерам сообща удалось реализовать почти 10 000 экземпляров. Это позволило автомобилю занять 8,3% доли рынка в сегменте D/E SUV.
Но, как говорят в Грузии, "большие паруса только сильный ветер может надуть". Японцы решили, что для еще более успешных продаж в России следует представить альтернативный силовой агрегат. И он таки появился. Вместе с началом продаж III генерации Highlander. Я говорю о 4-цилиндровом 2,7-литровом двигателе, который поставляется в моноприводном варианте автомобиля, а, значит, является хорошей приманкой для тех, кому нужен крупный внедорожник за более-менее приемлемые деньги. Впрочем, об этом чуть позже.
Работа в команде
Если до недавних пор Highlander в полной мере эксплуатировал платформу Camry, то отныне такое заимствование частично и приходится оно лишь на переднюю подвеску. Задняя схема c двойными поперечными рычагами точь-в-точь как у Lexus RX. На мой взгляд, решение вполне удачное. На разбитом грузинском асфальте и на грунтовой дороге Highlander катит уверенно.
Крупные 19-дюймовые колеса позволяют штурмовать небольшие ямки, а энергоемкости подвески хватает для того, чтобы одолевать разбитый профиль средней руки. Это если не переусердствовать. В противном случае можно нарваться на пробитый амортизатор — и тут как у всех, чудес не бывает. Особенно когда в горах повсюду разбросаны остроконечные камни.
На прямой Highlander — как в своей стихии. За один световой день нам удалось накрутить почти 500 км, проехав из Тбилиси в Батуми. При этом мы завернули в горнолыжный курорт Гудаури, расположенный высоко в горах, в стороне от основного маршрута. Highlander минимально беспокоит своего водителя — курсовая устойчивость на высоте. Она, к слову, не автономна, как это водится, а интегрирована в систему динамического управления IDDS, которой попутно "подчиняются" электроусилитель руля и алгоритм перераспределения крутящего момента между осями. Когда отдельные технические навороты работают в "команде", общий эффект получается более очевидным.
На большой скорости, которую 249-сильный V6 способен развить по первой команде водителя, немного досаждает вой зимних шин да завывание ветра в районе передних стоек. При этом, находясь в машине, каким-то непонятным чувством осязаешь, что ты под полной защитой активных (и не только) систем. Чего стоит лишь "покров" системы полного привода. Японцы пересмотрели его концепцию, посчитав, что прежняя версия оказалась не эталонной, особенно при вывешивании одного из колес.
Если на втором поколении внедорожника использовался постоянный полный привод с центральным дифференциалом, на помощь которому в случае чего спешила лишь далеко не всесильная система Traction Control, то теперь привод подключаемый, с электромагнитной муфтой в приводе задней оси. Решение, как вы понимаете, не революционное, но в сочетании с режимом Lock, жестко блокирующим муфту и распределяющим момент между осями в пропорции 50:50, может быть более верным, чем до сих пор.
Эту схему тойотовцы решили слегка усовершенствовать, сделав упор на алгоритме работы полного привода в поворотах. Владельцы RAV4 последнего поколения понимают, о чем идет речь. Однако, в отличие от "рафика", где алгоритм активируется только в режиме Sport, "Горцу" он доступен всегда. При входе в поворот, независимо от внешних условий, 10% крутящего момента автоматически подается на заднюю ось. Это делает прохождение поворота более азартным, но при этом вполне безопасным.
Самодостаточный V6
Highlander хоть и считается в с воем сегменте самым компактным, назвать его хилым, тем не менее, язык не поворачивается. Да и как такую характеристику применить к 2-тонному внедорожнику длиной более 4,8 метра? При этом такая "взрослая" масса разгонной динамике не мешает — на выручку приходит "пламенное сердце". С места до "сотни" автомобиль ускоряется за 8,7 секунды. "249 жизненных сил" 3,5-литрового агрегата с заводским индексом 2 GR-FE отрабатывают свой потенциал с большой самоотдачей.
Этот двигатель перекочевал на новую версию Highlander, полностью сохранив конструкцию, но при этом потеряв в мощности. Причина осознанного дефорсирования объяснима: согласно опросу дилеров, до 50% клиентских отказов покупки прежних 273-сильных Highlander была связана с высоким транспортным налогом. Конкуренты раньше Toyota оценили пикантность ситуации и снизили силовой потенциал своих машин до "правильных" 249 л.с. Вслед за Highlander по этому же пути, кстати, пошел, Cadillac, который умерил пыл своего 3-литрового SRX, отобрав у 272-сильного "табуна" спорные 23 силы.
Даже в "урезанном" варианте тойотовский V6 ведет себя в полном соответствии характеру "Горца". Каков лес, говорят в Грузии, таков и зверь. В российском офисе Toyota подчеркивают, что данный мотор считается одним из наиболее совершенных V6 в мире: экономичный, приемистый, дееспособный и безпроблемный. Как я убедился в ходе теста, он действительно интересный, причем, в большей степени, чем родственный 2,7-литровый 188-сильный 1 AR-FE с 4 цилиндрами. Опрошенные нами дилеры свидетельствуют о том, что в настоящее время покупатели куда больше тяготеют именно к "большому" мотору, считая, что под капотом Highlander он выглядит уместнее.
Глобальный тойотовский V6, обладающий приятным басом, хорошо раскрывается в верхнем диапазоне оборотов (пик момента приходится на 6200 об/мин). А 6-ступенчатый «автомат», заменивший собой 5-диапазонного родственника, умело ему подыгрывает, экономя лишние капли горючего. Передаточные числа в «автомате» подобраны оптимально, да и мощности с крутящим моментом хватает, чтобы выглядеть в потоке "настоящим мужчиной".
Серьезный мужчина
Облик этого "мужчины" не дает права усомниться в его стати и серьезных намерениях. Highlander III получился сбалансированным и выразительным. С этим не поспоришь. Солидная трапециевидная решетка радиатора на фоне прежней выглядит выигрышно. Посмотрите на предлагаемый сравнительный снимок ниже и сами все поймете. Штамповочные линии крышки капота, спускающиеся к решетке, также образуют трапецию, только зеркально отраженную. Хороша и хромированная планка решетки. Она, по заведенной у Toyota традиции, теперь заглядывает в "вотчину" головной светооптики, которая, в свою очередь, получила ближний свет в светодиодном исполнении.
Сбоку Highlander выделяется скульптурно подчеркнутыми колесными арками с пластиковыми окантовками (намек на внедорожные нотки) да едва заметной горбинкой на капоте. В профильном образе прослеживается высокая подкапотная линия в сочетании с покатой крышей, которую венчает массивный спойлер. Гармоничен автомобиль и сзади. Теперь здесь горизонтального типа фонари и укрупненная хромированная планка, зрительно расширяющая кузов. Думаю, что не согрешу против истины, если назову Highlander одним из самых эстетически приятных внедорожников в своем сегменте.
Одним словом — архитектура
Своей порции сладкого достойна работа инженеров над оформлением интерьера. В сравнении с прежней генерацией, пересмотрена вся архитектура. Налицо новая эргономика; мягкие на ощупь материалы появились где только можно. Обращает на себя внимание фактурно-рельефная, коричневого цвета отделка "под дерево". Безусловно, салон — серьезный шаг вперед, и не оценить это нельзя.
Широкий подлокотник таит в себе объемистый бокс, в который при желании можно определить деловой портфель формата А4. В хороших комплектациях отныне доступна вентиляция кресел, "затянутых" качественной перфорированной кожей. Внутренняя обшивка дверей теперь сияет аккуратной подсветкой (невольно вспоминается новый Mercedes S-Class). Эта же цветовая "рассеянность" свойственна и открытой полочке, которая растянулась под основными блоками приборов на передней панели.
Простота мысли настолько очевидна, что невольно задаешься вопросом, почему до сих пор ни один автопроизводитель ее так и не реализовал. В этом вещевом отсеке можно хранить всякую всячину, и предметы на кочках точно не выпадут. Во время нашего теста полка была занята планшетом и мобильным телефоном. Очень удобно, скажу вам. Причем, в нише есть отверстие с заглушкой для провода от гаджета, т.е. ничего не болтается и не мешает.
Передняя панель выдержана в духе последних моделей бренда, поэтому, пересаживаясь с одной "Тойоты" на другую, будешь чувствовать себя как дома. И что порадовало в случае с Highlander, "приборка" не давит на водителя и переднего пассажира этакой скалой, как в случае с Corolla.
Крупный цветной дисплей на центральной панели приборов дополнен монитором чуть меньшего (4,2 дюйма) размера. Он втиснулся между спидометром и тахометром и отображает актуальную информацию об автомобиле. Понравилась, в частности, онлайн-иллюстрация распределения крутящего момента между осями. Выглядит эта картинка зрелищно.
Вместительность — еще один конек автомобиля. Сохранив прежнюю величину колесной базы (2790 мм), "Горец" прибавил в длине 8 см. Этого оказалось достаточно, чтобы порадовать простором пассажиров 2 и 3 ряда сидений. Примерно 300 км дистанции в сторону Батуми на заднем диване нашего экипажа присутствовал инструктор Toyota. Уже на финише я полюбопытствовал у него, не утомительной ли для него оказалась "пробежка", немалая часть которой прошла на горных извилистых спусках. Он ответил, что даже не заметил пройденного маршрута.
Третий ряд кресел, будем откровенны, ориентирован разве что на ребенка. Но здесь еще никто не придумал чего-то революционного. Другой момент, что эти 2 последних кресла спрофилированы со слегка расширенной подушкой. Так что, вопрос удобства оказался частично решенным. Багажник на вид не самый объемный, и это подтверждают заводские данные — 269/813 литров. Но, по заверению автопроизводителя, при поднятом 3 ряде сидений длина (глубина) грузового отсека выросла на 15,5 см. При этом дверь багажника получила память электропривода.
Наполним меха новым вином
Соперников, готовых откусить свой кусок пирога в сегменте D/E SUV, у нашего героя предостаточно, и их резонно поделить на 2 группы. Костяк первой, где позиционируется версия Highlander 3.5 4WD, составляют внедорожники, оснащенные полным приводом: VW Touareg, Mazda CX-9, Ford Explorer, Honda Pilot (продажи крайне низки) и будущее поколение Nissan Pathfinder, которое ожидаем осенью. Основу второй группы (где играет версия Highlander 2.7 2WD ) составляют моноприводные кроссоверы из т.н. бюджетного сектора: Nissan Murano, Hyundai Santa Fe и Kia Sorento.
Комплектаций по-прежнему три. Зазор между базовым "Элегансом" (1 760 00 рублей) и вторым по ранжиру "Престижем" составляет 124 000 рублей. Во втором случае клиент автоматически обретает целый букет полезных опций. Эти две комплектации поставляются с 2,7-литровым мотором. Чтобы иметь версию "Люкс", придется обратить взор на V6 (2 138 000 рублей). При этом с 249-сильным двигателем могут быть заказаны и две начальные комплектации.
Российский офис Toyota будет счастлив, если в 2014-м удастся реализовать порядка 11 000 Highlander и тем самым занять 8% сегмента. Основная ставка будет сделана на лояльных клиентов (50% потребительского интереса). Этот покупательский срез ориентируется на 3,5-литровую модификацию в средней комплектации. Самые драйверские и молодые покупатели (33 лет от роду, или 25% клиентуры) обратят свои взоры на "люксовое" исполнение автомобиля и столько же (самые практичные) окажутся на стороне 2,7-литрового внедорожника, который, собственного говоря, и выведен в Россию, чтобы увеличить зону потребительского охвата.
Насколько точными оказались эти прогнозы, узнаем через год. Пока же следует более внимательно присмотреться к Highlander, который подобно новому грузинскому вину, призван наполнить прочные меха внедорожной линейки Toyota. Но затягивать с покупкой себе в убыток — уже сегодня очереди на машину составляют 4-6 месяцев.
Комплектации и технические характеристики
Toyota Highlander Престиж 2.7 ATToyota Highlander Элеганс 3.5 AT 4х4 Год выпуска, с2013 2013 Год выпуска, по2017 2018 Кузовкроссовер кроссовер Количество дверей/мест5/7 5/7 Тип двигателябензин бензин Мощность, л.с./ об/мин188 249 Объем двигателя2672 3456 Тип трансмисииавтомат 6 автомат 6 Приводпередний полный Городской цикл13.3 14.4 Загородный цикл7.9 8.4 Смешанный цикл9.9 10.6 ТопливоАИ-95 АИ-95 Перейти к сравнению и всем характеристикам
Источник: