Был у меня до недавних пор один не отмоленный туристический грех – из европейского соцветья стран я не бывал в Румынии. Вернее, был, но очень давно, без малого 20 лет назад. С тех пор и память стерла некоторые визуальные файлы, да и путешествие то прошло как-то искрометно, спонтанно. Увы, немного, что посчастливилось тогда увидеть.
В этой связи предложение Renault Russia протестировать обновленный Duster на родине господаря Влада Цепеша, который, согласно летописцу, «оставлял за крупом своего коня поля посаженных на кол», показалось весьма кстати.
Горы Трансильвании, где с подачи Брэма Стокера обитал мифический граф Дракула (он же – Цепеш), чудесны. Все самые интересные дворцы, замки, крепости и монастыри располагаются именно в этой области, которая одаривает щедрой роскошью расцвета лета с буйным альпийским разнотравием, могучими лесами, несущими прохладу и радующими глаз, уставший от городских пейзажей. Жаль только россияне мало и редко любуются местными красотами – наш турист не входит даже в ТОП-10 наций, активно посещающих страну бывшего соцлагеря.
Duster не чета легендарному вампиру, крови не жаждет. Но потревожить большими колесами валуны трансильванских склонов и побаламутить грязевые ванны, образовавшиеся после обильных ливней, мы нашли для себя весьма захватывающим занятием.
Сделать, говорят, легче, чем сберечь. Французам пришлось постараться, чтобы оставить внедорожнику полный набор преимуществ, отказываться от которых было бы подобно суициду, но при этом внедрить ряд новшеств из разряда тех, которые принято называть фразой типа «в духе времени».
Хороший портной ни одной тряпки не выбрасывает. Как и прежде, Duster имеет эффективный полный привод с электро-магнитной муфтой, приличный 210-миллиметровый клиренс, безрекламационную схему подвесок и конкурентный набор силовых агрегатов.
Это – некая база, основа, на которую надо было наложить новые решения, дабы злопыхатели не съязвили, мол, а нового-то что? Есть новое, отвечаю за ребят из Renault, и немало. Внешние контуры внедорожника, по сути, те же самые, но все же с новациями. И дело не только в иной форме решетки радиатора и головной светооптики с появившимися ходовыми огнями, что, возможно, обращает на себя главное внимание при сравнении модификаций.
Я бы, в первую очередь, отметил более яркое оформление переднего бампера. Он теперь красноречивее говорит о внедорожном характере автомобиля. Соты «оскала» стали мельче, чтобы летящие из-под колес камни дорожного покрытия не проникали почем зря в моторный отсек. На дорестайлинговом автомобиле это, увы, иногда случалось.
Вместе с изменением конструкции бампера французы вознамерились было поменять и углы свесов. Однако, коллеги из российского офиса нашли нужные слова и убедили оставить все как есть (30 градусов спереди и 36 – сзади). Оно и верно, ведь до 80% продаваемых у нас «Дастеров» расходятся в полноприводном исполнении, что означает соответствующую географию эксплуатации.
Исходя из этих соображений, автомобилю предложили новый, далекий от «паркетного» мегаполиса окрас – в стиле хаки. На фоне сочных трансильванских лесов оригинальный «пиджачок» смотрелся как нельзя кстати. Так же, как эффектно отныне светятся задние фонари – в их «глубине» появился оригинальный яркий рисунок-молния, и любая тень лишь подчеркивает потуги дизайнеров. На первый взгляд, видишь полное соответствие форм блока задних фонарей «до» и «ныне». Однако, если вы решите, например, установить на свой старенький Duster сегодняшние, более красочные «стекляшки», ничего не получится – места креплений не сходятся.
У новичка сменилась «обувка». Вместо прежних Continental использованы колеса Amtel. Они по-прежнему больше внедорожные, нежели городские, однако, как показал наш тест, и на асфальте ведут себя аккуратно – не грохочут подобно трактору. Темно-серебристый цвет «лопухов» наружных зеркал и стильные черные стальные диски, предлагаемые в качестве опии, — это уже, скорее, дань городскому стилю. Возможна комплектация брызговиками увеличенного размера, но это за доплату.
Рейлинги на крыше сменили форму, а щетки стеклоочистителей – поставщика и длину. Зона охвата ими лобового стекла немного увеличилась, а само стекло обзавелось электрообогревом. Менеджеры Renault Russia говорят, что им стоило немалых усилий убедить французов пойти по пути, опробованному на новом Sandero, мол, в холодной России эта фишка является востребованной.
Та же морозная специфика нашего рынка подвигла автопроизводителя (с непосредственным участием российских инженеров) на внедрение системы Renault Start, которая дает возможность автоматически запускать движок с расстояния 200 метров. Если на улице 25-градусный мороз, система способна включаться каждые 2 часа и прогревать автомобиль. Только тут надо помнить про нейтральную передачу – на включенной скорости усилия Renault Start будут бесполезны.
Картинка панели приборов отныне готова порадовать водителя подсказчиком передач. Кто-то, возможно, посчитает эту идею никчемной, однако спешить с суждениями подобного толка не стоит. Водители нередко перекручивают мотор, а потом удивляются, с чего участились случаи заезда на АЗС. Худо-бедно, но подсказчик передач способен сэкономить до 5% топлива.
Чтобы быть уверенным в максимальной экономии горючего, выбор покупателя очевиден – дизель. Таковой у Duster в линейке имеется: турбированный, 1,5-литровый, 109-сильный, отвечающий, как и его бензиновые собратья, экотребованиям Euro 5. В ходе горнего тест-драйва, где асфальтовые серпантины поочередно сменялись бескомпромиссными булыжными тропами, с непременными перегазовками и торможениями, то есть условиями, далекими от установления рекордов, средний расход оказался чуть больше 8 л/100 км.
Не судите строго, но так и тянет воспеть оду дизелю. Не зря его активно используют на ряде моделей Альянса Renault/Nissan, да еще Mercedes-Benz с боку «подпоясался». Менеджер по продукту Renault Russia на тематической пресс-конференции сообщил, что точно такой же дизель используется в гамме Mercedes C-Class, но, видимо, заговорился технарь, перепутал с фургончиком Citan.
Впрочем, не это главное. Добрав в крутящем моменте приличные 20%, дизелек теперь выдает 240 Нм в обширной полке от 1750 до 4000 об/мин. Создается впечатление, что движку все равно, на какой передаче ехать. Дорожный знак предупреждает об уклоне в 12%, а мы с коллегами по экипажу уверенно вкатываем на склон на 3-й скорости.
В паре с дизелем безальтернативно трудится механическая коробка. Переключения четкие, почти эластичные, но не приведи случай вам ошибиться с выбором верной передачи, как это случилось в нашем экипаже, – электроника тут же покажет свой норов, как будто боксеру угодили в «солнечное сплетение». Повезет – перезапустите двигатель, и поедете дальше. Нет – придется обращаться к дилеру.
В «механическом» варианте трансмиссии хорош и 2-литровый бензиновый агрегат, который прибавил 8 «лошадей» мощности (143 л.с.) и стал чуть эластичнее в работе. 6-скоростную МКПП слегка доработали: передачи теперь «втыкаются» быстрее, а синхронизаторы живут дольше. Если использовать такой вариант «Дастера» на дороге, он проявит себя сущим молодцом. Во всяком случае, сей вариант показался мне не хуже дизельного собрата. Разве что расход бензина великоват – «за 10 литров» (можно при желании активировать кнопку Eco, получив до 10% «диеты»), да и 1-я тяговая скорость по-прежнему не дает возможность максимально бойкого разгона. Зато вне «прямика» союз двигателя и 6МКПП без лишнего пафоса прекрасен. И это – сущая правда.
На обычной дороге 2-литровый бензиновый мотор в паре с 4-диапазонным «автоматом» не столь интересен (работа в пробках не в счет). И тут не спасают даже приличные с виду 195 Нм крутящего момента и совершенные, с точки зрения инженеров Renault, настройки АКПП DP8. Эта серия зиждется на наработках DP2, которая сменила собой устаревший «автомат» DP0 в 2008 году.
DP2 монтировалась на перенеприводную 2-литровую версию дорестайлингового Duster, а попутно используется в новых поколениях Logan и Sandero. В свою очередь, DP8 применяется на полноприводном бензиновом Duster и поставляется от совершенно другого производителя, нежели было до сих пор. Поскольку трудиться коробке приходится преимущественно в тяжелых дорожных условиях (версия 4WD именно это и предполагает), АКПП нужны несколько иные технические параметры. Отсюда у DP8 — внешний контур охлаждения. Дополнительный радиатор «прилепили» возле штатного радиатора системы охлаждения (определите по характерному «змеевику»).
Полноприводная версия с 4АКПП привлекает порядка 15% потребительской аудитории Duster. Ради этой доли есть смысл связывать будущее автомобиля с такой модификацией. А вот от спарки «автомата» с самым слабеньким в линейке мотором объемом 1,6 литра пришлось отказаться – потребителю она просто не интересна. Ныне предлагаемый к продаже движок имеет в своем мощностном арсенале 114 л.с. Он известен по Fluence и собирается в Тольятти.
В сравнении с прошлым 1,6-литровым агрегатом, нынешний располагает более взрослым показателем максимального крутящего момента (156 Нм), имеет цепной привод ГРМ, не требующий замены, и «сотрудничает» с электрогидравлическим усилителем руля вместо прежнего классического «гидрача», склонного к излишнему потреблению бензина. К сожалению, на нашем тест-драйве 1,6-литровые Duster отсутствовали, посему сказать что-либо определенное о работе мотора не получается.
Зато прямым текстом нам было доложено о том, что такие простые, на первый взгляд, вещи, как регулировка руля по вылету или подлокотник, на рестайлинговом внедорожнике не появились в виду экономии средств. Не совсем, мол, выгодные новации. Это, честно говоря, удивило, ведь хватило же энергии и средств на то, чтобы внедрить камеру заднего вида, систему автоматического режима водительского стеклоподъемника, обеспечить открытие лючка топливной горловины дистанционно (из салона) и даже поработать над креслами первого ряда.
Кстати, по поводу кресел. Заявлено о, якобы, проделанной работе по удлинению подушки сидений. Извиняюсь, но не заметил. Более того, это первое, на что я обратил внимание, как только разместился за рулем автомобиля. Сами сиденья внешне неплохие, вот только с анатомией спинки, как потом выяснилось, есть маленькие проблемы. Зачастую я грешу на свою больную спину, но на сей раз и компаньон по экипажу указал на то же самое.
А вот к чему нет и не может быть никаких претензий, так это к ценам на новый Duster. Здесь конкурентам придется либо серьезно обозлиться на Renault, либо предпринять все усилия, чтобы самим «выстрелить» с правильным прейскурантом. Duster, как и прежде, доступен от 584 000 рублей. Это, как нетрудно догадаться, переднеприводная версия с 1,6-литровым двигателем и МКПП. Самый доступный полноприводный вариант оценен в 669 000 рублей.
Как видите, цифры более чем приемлемые по нынешним временам. Единственной «тяжелой» суммой кичится топ-версия Luxe Privilege – 918 000 рублей. Но в ней, поверьте, есть многое. Быть может, даже излишне многое для такого утилитарного и одновременно народного внедорожника.
Кстати. Румынию у нас принято ассоциировать с цыганами. Так повелось исторически, и это-де, служит некоторым барьером на туристическом потоке в страну. При этом статистика утверждает, что правда, как всегда, где-то посередине. Мол, на территории 20-миллионной Румынии зарегистрировано 600 000 ромалэ. В тех же США, Испании или Бразилии эта цифра больше. Да и в России, по некоторым данным, 800 000 цыган. Так, где же оно – настоящее цыганское счастье?..
Комплектации и технические характеристики
Renault Duster Privilege 1.5d MT 4x4Renault Duster Privilege 2.0 MT 4x4Renault Duster Luxe Privilege 2.0 AT 4×4 Год выпуска, с2015 2015 2015 Год выпуска, по2018 2018 2018 Кузовкроссовер кроссовер кроссовер Количество дверей/мест5/5 5/5 5/5 Тип двигателядизель бензин бензин Мощность, л.с./ об/мин109 143 143 Объем двигателя1461 1998 1998 Тип трансмисиимеханика 6 механика 6 автомат 4 Приводполный полный полный Городской цикл5.9 10.1 11.3 Загородный цикл5.0 6.5 7.2 Смешанный цикл5.3 7.8 8.7 Топливодизель АИ-95 АИ-95 Перейти к сравнению и всем характеристикам
Источник: