Когда на подходе к тест-площадке «Террапод» я сквозь видоискатель фотоаппарата заприметил дорогущий Range Rover на самом верху металлической конструкции, напоминающей карусель, в голову пришли сразу две противоположных мысли…
Первая: а что, если этот роскошный внедорожник стоимостью несколько миллионов возьмет, да и всеми своими двумя с лишним тоннами рухнет вниз? Ни приведи, конечно, но уж больно зыбко выглядит это «восседание» на легких металлоконструкциях, учитывая не всегда умелые действия горе-«управленцев» из числа нашей журналистской братии. Вторая мысль куда более приятная: именно здесь, так сказать, на Олимпе, и место этому «королю дорог», чья династия правит внедорожный бал вот уже пятый десяток лет.
За эти годы Range Rover, чье имя писали и по-прежнему пишут на гербовой бумаге, обновлялся всего три раза. Немного. Сказывается британский консерватизм и одновременно прослеживается триумф творческой мысли инженеров, которые не гонятся за пустяковыми фенечками и дешевыми трендами. Максимальная продуманность каждого из элементов конструкции, позволяющая автомобилю быть «в струе» долгие годы, еще ни разу не подводила Range Rover.
Вот и перед очередным, четвертым за всю историю обновлением задачи сделать нечто супероригинальное не стояло изначально. Почитателям марки был задан банальный, но столь необходимый в таких случаях вопрос: что бы вы хотели видеть в обновленном варианте? Ответ лизнул самолюбие британцев: ничего не меняйте, просто сделайте Range Rover еще лучше.
Персонификация
Легко сказать, но на что тогда обратить внимание? Роскошь и широта применения? Все это запросто умещалось в «Рэнже» до сих пор. Лаконично-сдержанный и при этом утонченный дизайн? Он и через 11 лет после своего последнего изменения не успел устареть. Поэтому каких-либо экспериментов над экстерьером решено было не проводить.
Все основные, козырные, его элементы были сохранены: эффект парящей крыши, боковые воздухозаборники, выштамповки… Но все же удалось привнести в облик Range Rover долю свежести и лаконичности. Посмотрите на фотоснимки и убедитесь сами, что автомобиль смог остаться верным себе и при этом стал чуточку интереснее.
Основной акцент англичане сделали на персонифицированность автомобиля. Истый денди должен одеваться не в новомодном бутике, а носить костюм из частной пошивочной. Клиентам не хватало электропривода двери багажника? Какая мелочь – получите. Нужен доводчик боковых дверей? К вашим услугам. Два задних раздельных кресла с электроприводом, подогревом и вентиляцией? Получите. 18 000 возможных комбинаций оформления. 37 цветов, из которых 22 автопроизводитель называет уникальными. Впервые предложен вариант с крышей другого, нежели весь кузов, цвета. 8 типов дизайна колесных дисков (20-22 дюйма), 16 вариантов отделки интерьера, 3 уровня обработки натуральной шотландской кожей, 3 предложения по стереосистеме, масса дополнительных опций. При этом с центральной консоли исчезло 50% кнопок и переключателей — перегрузка ими не есть благо.
Интересный факт: несмотря на то, что салон нового Range Rover может быть изготовлен в любом понравившемся заказчику цвете, будь-то рыжий, красный или синий, россияне, по опыту прежних лет, предпочитают все же черные расцветки. «Боятся испачкать, — говорит Дмитрий Шароватов, руководитель группы продукт-менеджмента ООО «Ягуар Ленд Ровер». – При этом даже светлые оттенки легко моются и чистятся».
Кузов из «крылатого металла»
Одна из основных фишек Range Rover IV – полностью алюминиевый кузов. Во внедорожном сегменте – абсолютное ноу-хау. Сравнивать с тем же пионером в этой области – Audi A8 не совсем этично. «Восьмерка» — типично дорожный, легковой автомобиль, на который действуют совершенно иные, нежели на большой внедорожник силы. Британцам пришлось раскошелиться на сумму, превышающую 1 млрд фунтов стерлингов, чтобы создать для своего премиум-любимца серьезный жесткий «кокон».
Использование «крылатого металла» позволило создателям Range Rover IV сэкономить на общей массе 350 кг. Только сам кузов, в сравнении с III генерацией автомобиля, стал легче на 180 кило (+39% экономии в весе). Трудно поверить, но окрашенный кузов нового «Рэнжа» всего на 10 кг тяжелее окрашенного кузова другого британца – Mini Countryman. А эти ребята – аки Слон и Моська.
Зачем было тратить столь баснословные деньги на то, чтобы обеспечить дополнительную загрузку мощностей алюминиевых заводов? Наверное, неспроста. Уменьшение общей массы автомобиля позволило достичь 15-процентного улучшения показателей аэродинамики. А это, как нетрудно догадаться, дает несколько иные возможности по разгону и поддержанию темпа передвижения.
Та же 510-сильная 5-литровая наддувная версия LR-V8, которую посчастливилось «оседлать» в ходе «короткоствольного» теста, отныне разгоняется до 100 км/ч за 5,4 секунды — это на 0,8 секунды быстрее предыдущей модели. Одновременно расход топлива, как утверждает автопроизводитель, снизился на 9%.
Что означают эти цифры на деле, передать посредством работы кнопок компьютерной клавиатуры невозможно. Пусть кто-либо и утверждает, что на машинах типа Range Rover ездить быстро не хочется — не поверю. Просто ощущения ритма совершенно иные, чем, за рулем спорткара. На капитанском мостике «Рэнжа» обозреваешь все вокруг происходящее с позиции Юпитера. Такое «тронное» пребывание в водительском кресле не может не льстить.
Разумно откликающаяся на давление правой ноги педаль акселератора передает команду на 8-диапазонный «автомат», и тот, в свою очередь, на колеса. Подкапотный взрыв «лошадиных» эмоций, минимум раздумий на поступившую команду – и вы уже вне зоны доступности гаишных радаров. Еще несколько мимолетных секунд – уже «160». Трудно в это поверить, ибо ощущения от набора скорости в громадном внедорожнике совсем не те, нежели когда твоя задняя точка чуть ли не касается асфальта. При этом как разговаривали мы с коллегой вполголоса на старте дистанции, так и продолжали беседовать, ни на пол-тона не повышая голоса.
Ощутимое снижение массы автомобиля позволило ввести в моторную линейку 3-литровый дизель TDV6. При тех же динамических показателях, что и у предыдущей модели с двигателем TDV8 (4,4 литра), Range Rover IV с этим движком стал на 420 кг легче предшественника и на 22% экономичнее (7,5 л/100 км). Чутка прибавил в «лошадях» и второй бензиновый агрегат – объемом 4,4 литра. Его менять не стали, не было смысла – пошел он на Range Rover относительно недавно, показал себя с лучшей стороны, в том числе в плане экономичности. По признанию автовладельцев, реальный расход 4,4-литрового «Рэнжа» по Москве – 12 литров. Сносно? Более чем.
Любой режим на выбор
Как видим, все крутится вокруг заявленного снижения массы Range Rover. Проходимость – исторический конек автомобиля – в этом плане не исключение. Благодаря «диете», новый «Рэнж» смог улучшить свои внедорожные показатели на снеге и песке — том самом грунте, где вес автомобиля является одним из определяющих факторов.
Тест-площадка «Террапод», роликовый тренажер… Заезжаю на ролики, тяговое усилие принимает лишь переднее левое колесо, три остальных располагаются на роликах свободного вращения. Другими словами, теряют надлежащее сцепление с поверхностью. Это типичная имитация гололеда на дороге с небольшим подъемом.
«Шайбу» на центральном тоннеле перевожу в режим «Снег», фирменная система Terrain Response II поколения берет на раздумье доли секунды, которых вы просто не замечаете. «Скользящая» тройка колес мгновенно вступает в работу: ни хруста, ни прочих побочных звуков снизу… Поддерживаю стабильные 800-900 об/мин, и «Рэнж» легко и непринужденно вывозит меня на поверхность, где услуги Terrain Response становятся не столь востребованными.
Надо заметить, Terrain Response появилась на прежнем поколении Range Rover еще в 2004-м. Она позволяет выбрать один из 5 режимов работы узлов и агрегатов автомобиля. Естественно, каждый режим соответствует своему типу покрытия. Во II поколении системы есть новация — режим Auto, который автоматически мониторит дорогу, подсказывает водителю оптимальные моменты включения пониженной передачи в раздатке, выбирает оптимальный режим трансмиссии или сообщает о необходимости увеличить клиренс (максимальный показатель – 303 мм) для преодоления сильно пересеченной местности.
Переключение тумблера с повышенной передачи на пониженную осуществляется только при остановке автомобиля. Если необходимы обратные действия, можно это сделать уже на скорости, до 60 км/ч. Спасибо 2-диапазонной и синхронизированной раздаточной коробке. Вообще, привод нового Range Rover по-прежнему постоянный: интеллектуальная система распределяет крутящий момент между осями в пропорции 50:50. Межосевой дифференциал присутствует во всех исполнениях внедорожника, задний осевой – опция.
«Грядку» — как по маслу
Основные элементы подвески выполнены из алюминиевого сплава. Сама подвеска полностью независимая на широких двойных А-образных рычагах спереди и многорычажной конструкцией сзади. Сегодня она обеспечивает ход колес – 260 мм для переднего колеса и 310 мм для заднего. Это неплохо, т.к. у большинства конкурентов эти показатели не превышают 200 мм. Итог — роскошная артикуляция, помогающая справляться с самыми сложными участками рельефа.
Как раньше, так и сейчас, легкие направляющие элементы подвески работают в паре с пневматическими демпфирующими элементами. Это помогает добиться максимальной приспособленности автомобиля для движения. Пневмоэлементы также позволяют в широких пределах менять дорожный просвет автомобиля и обеспечивать максимально возможную конструктивную артикуляцию мостов.
Почувствовать это удалось на имитаторе «Диагональное вывешивание». Это когда автомобилю пришлось поэтапно «штурмовать» две подряд эстакады с боковыми уклонами. В один момент большой Range Rover вывешивает переднее левое и заднее правое колеса, но не сдается: слегка оттормаживаясь, продолжает движение практически на холостом ходу. Сидящие в салоне ровным счетом не ощущают никакого дискомфорта, поскольку жесткость кузова не позволяет автомобилю пасовать, а снизу свое веское слово говорят ходы подвесок и пневмоэлементы, сглаживающие тяжесть перехода.
Те же ассоциации на имитаторе неровной каменистой «грядки». Ее мы с представителем компании-импортера преодолели, переведя тумблер в положение «камни». Уверен: можно было оставаться и в «нормальном» режиме (N), однако хотелось увидеть, что называется, в деле, как простым поворотом «шайбы» автомобиль меняет свои и без того недюжие тяговые характеристики.
В Land Rover уверяют, что новый «Рэнж» стал еще интереснее с точки зрения геометрии кузова. Мало того, что на 17 мм увеличился дорожный просвет, так еще в лучшую сторону изменились показатели углов въезда (увеличился на 0,5 градуса) и съезда (на 3 градуса). Глубина преодолеваемого брода тоже возросла и теперь равна 90 см, что на 20 см лучше, чем у предшественника. Это стало возможным благодаря новой конструкции воздухозаборника. Наружный воздух засасывается теперь через боковые прорези в моторном отсеке, проходит внутри капота между его верхней и нижней панелями и только потом попадает во впускной коллектор.
Все «Ленд Роверы», как известно, способны забираться на горки под углом 45 градусов. Новичок не исключение. Настроив «Рэнж» на режим «Камни» и включив 1-ю пониженную передачу (S), чтобы использовать тягу, задаю автомобилю постоянные 900-1000 об/мин и начинаю подъем в горку. Стильная 5-метровая громадина движется медленно, но уверенно, знай только – слушай команды инструкторов по рации, поскольку на высоте свыше 4 метров ничего, кроме свинцового неба, не видно.
В таком вот неспешном темпе достигаем пиковой отметки, «карусель» делает нырок вниз, и мы плавно, без нервотрепки и фобии переходим в горизонтальную плоскость. На съезде с «качели» отпускаем полностью педаль тормоза и наблюдаем за автоматическими действиями системы помощи при спуске.
1000 счастливцев
В данном обзоре не стану уделять повышенного внимания роскоши Range Rover New – этот отдельная тема для разговора, в чем-то больше эмоциональная. Скажем лучше о перспективах продаж новичка. Они, со слов Дмитрия Шароватова, более чем радужные, особенно если учесть, что нынешнее, III поколение Range Rover за 10 месяцев 2012 года разошлось тиражом более 2200 ед.
Первые 1 000 экземпляров Range Rover IV, по информации эксперта, уже припасены импортером для текущих владельцев RR. Если эти люди захотят поменять или пересесть со старого Range Rover на обновленный, будут иметь приоритет. Дмитрий Шароватов заметил в беседе с корреспондентом 110km.ru, что в среде этой категории покупателей автомобиль может быть распродан за 3-4 месяца. По схеме Trade-In может продаваться 10-20% флагманских внедорожников.
Первый год, по мнению нашего собеседника, Range Rover New будут брать, исходя из эмоционального подъема, как это было недавно с Range Rover Evoque, но постепенно будет проявляться более взвешенный и разумный подход к приобретению автомобиля. То есть вырастет количество кредитных покупок, которые могут составлять до 30-40% от всех продаж модели. Портрет покупателя Range Rover — особое слово. Если в разумной Европе он прогнозируем, то в российский шоу-рум бренда легко может зайти с мешком денег вчерашний владелец скромной «Нивы» и уехать на роскошном «Рэнже», полный самомнения.
Официальные продажи Range Rover IV стартуют 17 декабря 2012 года. Розничная стоимость — от 3 996 000 рублей.
Технические характеристики Range Rover 5.0 V8 S/C:
Габариты, мм 4999x2922x1836
Снаряженная масса, кг 2330
Полная масса, кг 3150
Рабочий объем, куб см 4999,7
Мощность, л.с. 510
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 625/2500
Трансмиссия 8АКПП
Разгон до 100 км/ч, сек. 5,4
Макс. скорость, км/ч 225
Расход топлива в смеш. цикле, л/100 км 13,8
Емкость бака, 105
Источник: