Тема пробуждающегося интереса к внутреннему туризму, ставшая столь актуальной в связи с небезызвестными политическими событиями, набирает свои обороты. Я тут подумал: а, может, оно и верно? Ведь, чего греха таить, многие из нас наизусть знают, скажем, путь от отеля до «Писающего мальчика» в Брюсселе, но при этом никогда не бывали на том же Байкале.
Одно из самых живописных мест нашей необъятной Родины расположено на расстоянии 5200 км от столицы. Это если ехать на машине. По прямой, то есть самолетом, на целую тысячу ближе. Перелет из Москвы до Иркутска занимает 5 с небольшим часов туда, и около 6 часов обратно. В эконом-классе немного нудно, в бизнесе – приемлемо. Но и тот, и другой билет недешевы. Увы.
Лично знаю людей, которые наивно полагают, что попадая в Иркутск, априори оказываешься на берегу Байкала. То есть совершенно наивно отождествляют эти две точки на карте РФ. Скажи это жителям 38-го региона – рассмеются в глаза. Но не серчайте, граждане-сибиряки: не виноваты жители европейской части страны, что нет у них лишних 40 тысяч, чтобы однажды долететь до ваших краев и лично выказать свое почтение, а заодно и просветиться в плане географии.
Чтобы из Иркутска попасть на берег легендарного озера, придется воспользоваться Байкальским трактом. 2-полосная автодорога до Листвянки в своем нынешнем варианте функционирует с 1961 года. Трассу протяженностью 65 км построили ударными темпами к визиту на Байкал американского президента Эйзенхауэра. Но тот не приехал из-за внезапно вспыхнувшего политического скандала между США и СССР.
Однако, это не похоронило результат интенсивной работы местных строителей, ведь дорога стала одним из популярных направлений отдыха на Байкале. Сегодня трасса имеет высокое социально-экономическое значение как транспортная артерия, обслуживающая стабильно растущие туристические потоки. Как-никак — это самая короткая дорога из Иркутска на Байкал.
Если вы не на машине, можно воспользоваться услугами маршруток. Проблем с логистикой нет. Но за рулем – оно проще и интереснее. На прохождение пути лучше «забить» час. Дело в том, что на данный момент есть определенные проблемы с выездом из Иркутска — на участке 8-12 км ведется масштабная реконструкция магистрали, которая, как говорят местные, назрела давно. Трасса перестала соответствовать по своим характеристикам интенсивности движения, которое в будни составляет порядка 10 тыс. авто в сутки, а в выходные увеличивается вдвое. Кроме того, на тракте есть реальные аварийные участки, где происходит по 150-180 ДТП в год.
Указанный участок будет расширен, сегодня на нем укладываются совершенно новые коммуникации, колодцы, задвижки, обновляется вся инфраструктура, монтируются новые линии электропередачи, воздвигаются 21 путепровода. Кровь из носу, но к 30 октября 2015-го строители обещают запустить движение по обновленному участку.
По понятным причинам пылища тут сегодня стоит знатная. Если салонный фильтр вашего автомобиля еще не досыта ею «наелся», можно продолжать движение в сторону Листвянки. Качество покрытия дороги сравнительно неплохое, позволяет ехать выше разрешенного. Автору 110km.ru с машиной, в принципе, подфартило – в д/ц «Форд Центр Иркутск» предоставили 2-литровый 150-сильный Ford Focus в максимальной комплектации. Подменный седан, накатавший за свою жизнь чуть более 48 000 км, в относительно неплохом техническом состоянии, правда, с некоторыми косметическими огрехами кузова и лобового стекла.
Оформив все необходимые документы акта-приемки, интересуюсь у мастера сервисной зоны о расходе топлива. «Где-то 12 литров на трассе и около 15 литров в городе», — слышу в ответ. Про себя, конечно же, удивляюсь, потому как понимаю, что под капотом отнюдь не грозный и объемный V6. Тешу себя мыслью, что лучший путь к знанию – собственный опыт, а потому первым делом сбрасываю показания средневзвешенного расхода, в глубине души надеясь, что без штанов 2-литровый Duratec меня не оставит.
Едет топовый вариант Focus, конечно, не сказочно, но где-то близко к подобному определению. "Сотню" автомобиль набирает менее чем за 10 секунд. Мотор любит, чтобы его крутили (максимальные 150 л.с. доступны на 6500 об/мин), при этом демонстрирует неплохие тяговые способности на обгонах: 202 Нм при 4450 об/мин тому способствуют.
Быть может, дюжую динамику слегка «туманит» 6-скоростной «автомат» – свои полсекунды PowerShift точно берет на раздумье со старта и при переходе с одной ступени на другую. И именно здесь коробка забывает о таком понятии, как «образцовая плавность».
Правда, должен заметить, это совсем не смертельно. При желании или, скорее, при необходимости можно перейти в S-режим, тогда трансмиссия становится более «острой» и «прозрачной» для управления. Разве что ощущается нехватка подрулевых переключателей. Они были бы в тему.
Расход топлива в реальных условиях эксплуатации оказался существенно меньше того, на который перед поездкой указывал сервисмен: в городе получилось 8,8 л/100 км, в режиме непрерывного передвижения по трассе с адекватной скоростью – 7,2 литра.
Заправок на местных дорогах в достатке. Интересно, что ни разу не «посчастливилось» увидеть сетевые АЗС, рекламирующие себя на TV «народным» и прочим «достоянием». При выдаче ключей от автомобиля «фордовцы» порекомендовали заправочные станции «Крайс-Нефть» — я не подвел. Правда, как сумел заметить, с каждых 500 рублей единовременной заправки не доливают ровно на 18 трудовых копеек. Как пошутил мой товарищ, которому я поведал об этом, "этакий сибирский (по примеру северного) коэффициент"…
Дорога на Листвянку – череда нескончаемых поворотов и спусков-подъемов. Своеобразный природный полигон. «Фокус» по-взрослому справляется с «дорожной обстановкой» — чётко следует заданной траектории, проходит связку горных поворотов на одном дыхании, не давая ни одного намека на крен кузова. Электроусилитель настроен грамотно, налитый оптимальной тяжестью руль имеет вполне осязаемый «ноль». Контролировать угол поворота колёс на заходе в очередной вираж можно чуть ли не до градуса.
Те машины, что попадаются навстречу, красноречиво напоминают о близком существовании Страны Восходящего солнца. Подержанных «японцев» в регионе по-прежнему много. Хотя, признаться, еще 5 лет назад, когда я был в здешних краях, таковых было куда как больше. Местные говорят, что, в связи с действующими налоговыми правилами, бизнес по ввозу и продаже праворульных машин стал не слишком интересен. И на иркутском авторынке азиатские «бэу» — почти как вымершие динозавры.
Демарш европейской техники в удаленный от столицы регион очевиден. Практически во всех районах Иркутска можно обнаружить действующие автоцентры ведущих «старосветских» автогигантов. По дороге на Ангарск даже попался шоу-рум ушедшей в прошлом году из России марки Seat. «Коробка» автоцентра пустует и по сей день…
Европейцы – европейцами, но среди местных огромное количество тех, кто желал бы и впредь управлять подержанными «японцами». Менеджер «Форд Центр Иркутск» поведал мне историю своего клиента, владельца Ford Kuga. На вопрос продавца, как, мол, ведет себя машина по истечении 2 лет эксплуатации, тот долго соображал и, не найдя, к чему придраться, по-детски посетовал на… работу стеклоочистителей. При этом клиент ни с того ни с сего добрым словом помянул свои прежние «мыльницы».
«Такова специфика нашего региона – искренне полагать, что ничего лучше и круче «бэушных япошек» нет, — отметил в беседе со мной продавец «фордовского» шоу-рума. А лично у меня сложилось впечатление, что такая любовь к подобного рода машинам – уже на генном уровне. Слишком далеко регион расположен от Европы, к тому же, не последнее место во всем этом играет вопрос ценообразования.
За 5 дней, проведенных в Иркутске и его окрестностях, я успел заметить, что парк «Фордов» на тамошних дорогах не такой уж и слабенький. «Фокусы», «Куги» и «Мондео» встречаются довольно-таки часто. И это притом, что реализацией этих машин в 620-тысячном Иркутске занимается всего 1 дилерский центр (у «корейцев», к примеру, по 2 а/ц).
Продавцы марки искренне надеются, что вот-вот «выстрелит» новый Mondeo. По их словам, автомобиль должен «цепануть» ярким обликом и технологичностью. А вот на новую Fiesta, которая появится в продаже в скором времени, надежд у местного трейдера немного. «Наш потребитель не слишком понимает подобные машины», — резюмировал мой собеседник.
Видавшие виды Honda, Toyota и Nissan зачастую обладают мощнейшими V6, толкающими водителей на агрессивный стиль езды. Иркутяне гоняют по улицам на таких скоростях, что поймать их способны разве что крутые байки гаишного мотобата. С культурой вождения здесь, увы, большие проблемы. Повернуть из крайнего левого ряда (зачастую даже с трамвайных путей) резко направо, ни разу не моргнув «поворотником», — в порядке вещей. Уступить дорогу пешеходу на «зебре» — себя не уважать. Красный светофор? Ну и пусть он хоть сгорит со стыда…
Аналогичную дорожную вакханалию мне приходилось наблюдать разве что в Батуми, где кровь играет у каждого первого аджарца. Вот и сибиряки, похоже, отставать не намерены. Народ гордый, с хорошей славной историей. Проще принять правила их поведения на улицах, нежели по-дамски переживать за каждый описанный мною выше случай. Что я, собственно говоря, быстро освоил.
В Иркутске много дорог с односторонним движением, поэтому иногороднему частенько приходится с непривычки петлять в поисках нужного адреса. Таблички с указанием улиц и проспектов – такая же редкость, как нереальный по красоте местный минерал чароит. Хорошо, что еще дома пронумерованы.
Общественного транспорта достаточно. Особенно автобусов и маршрутных такси. Они здесь страшные, покосившиеся, потому как старенькие – Kia, Hyundai и иже с ними. Какого-то фирменного окраса автобусы и маршрутки не имеют, зато очень доступны для проезда – всего 12 рублей. Столько же стоит одноразовая поездка на трамвае или троллейбусе. Таксомоторов бегает по городу немало. Услуги более чем доступные. К примеру, поездка из аэропорта до центра (до Нижней набережной Ангары, а это порядка 15 км) – всего 190 рублей.
Центр Иркутска пригоден и для пеших прогулок. Это и живописные набережные, и старые улочки с покосившимися русскими избами, в которых, как мне показалось, еще жив дух прошлых десятилетий. Вся эта симпатичная старина соседствует с совершенно современными тонированными зданиями, облюбованными местным бизнесом. Город какой-то необычайно живой, радостный и уютный.
На ряде центральных улиц через динамики, укрепленные на столбах электроосвещения, в дневное время играет джаз. Непривычно, но очень умиротворяюще. Церквушки поражают своим благолепием, временем создания и внутренней намоленностью. В Знаменском монастыре посетители невольно останавливаются у свежей могилы – здесь нашел свое последнее пристанище великий русский писатель Валентин Распутин, ушедший от нас совсем недавно, 14 марта 2015 года.
К слову, не он один прославил иркутскую землю на весь мир. С историей города связаны имена драматурга Александра Вампилова, кинорежиссера Леонида Гайдая, балетмейстера Рудольфа Нуриева, авиаконструктора Николая Камова, ныне здравствующего пианиста Дениса Мацуева…
Возле старинного цирка – пони, олени и целые эскадроны голубей. Заприметив у вас в руках что-нибудь «кондитерское», пернатые тут же делают на вас облаву, рассчитывая на вашу сердечную доброту. Прямо как на площади святого Марка в Венеции.
Там, на Адриатике, безусловно, хорошо и пригоже. Но и на нашем Байкале в достатке таких видов, от которых забываешь все на свете. Недаром гуляя по Листвянке, слышалась и английская, и итальянская речь. Европейцы охотнее нашего брата поглощали копченого омуля и по-детски радовались игре веселых нерп, для которых не так давно построен целый нерпинарий.
Для Байкала, как и для любого другого места паломничества туристов, традиционны сувениры. На рынках и лотках Листвянки можно встретить прекрасные работы из бересты и кедра. Фигурки шаманов и бубны, ойгоны и обереги – этакий раек для тех, кто верует во всю эту мистику.
Омуль – выше всяких похвал, но нельзя забывать о дарах сибирской тайги. Кедровые орехи, брусника в меде, варенье из голубицы и черники – пальчики оближешь. Лечебные травы и травяные чаи – залог здоровья, а сибирские камни: нефрит, лазурит и упомянутый уже мною чароит – все это ослепительно красиво.
На самом ближайшем к Иркутску побережье Байкала — относительно развитая сеть гостиниц, кафе, ресторанов, магазинов, музеев и прочего сервиса, в том числе связанного с водными прогулками. Во всяком случае, 5 лет назад я много из вновь увиденного сейчас не зафиксировал. И свежесть восприятия давно полюбившихся мест оставила очень теплое послевкусие. Что по прошествии нескольких дней особенно ценно…
Комплектации и технические характеристики
Ford Focus Trend Sport 2.0 MT Год выпуска, с2011 Год выпуска, по2014 Кузовуниверсал Мощность, л.с./ об/мин150 Приводпередний Городской цикл9.6 Загородный цикл5.0 Топливобензин Все характеристики
Источник: