Стремление СП «GM-АвтоВАЗ» к покорению неведомых и малонаселенных уголков нашей страны, похоже, обретает прописку в генах заводских менеджеров. Окрыленные прошлогодним марш-броском в предгорья Приполярного Урала, представители автозавода взяли с собой в компанию журналистов и на сей раз отправились… в далекую Туву.
Филологи и краеведы, быть может, захотят меня сразу поправить, мол, это у меня советская привычка называть республику «Тува», а не как полагается сегодня – «Тыва». Однако я перестраховался на сей случай и спросил уже будучи на месте, в этнокультурном комплексе «Алдын-Булак», что близ Кызыла, какой вариант считать верным. Мне с ходу ответили: и то правильно, и то. Так что, останусь верным своей привычке.
«Готовясь к этому автопробегу, мы сильно волновались, поскольку понимали всю сложность задачи совместить уровень комфорта с реалиями местных условий, в которых во всей красе должны были себя проявить Chevrolet Niva, — заметил Константин Байшев, директор по продажам и маркетингу СП «GM-АвтоВАЗ». – Надо понимать, что доехать до мест, где вряд ли когда-то окажешься по своей воле, — это уже сродни подвигу. И мы горды тем, что наши автомобили не дали осечки, а мы сами получили массу позитива от тувинских красот, которые просто завораживают».
Как участник этого пробега, могу подтвердить слова топ-менеджера предприятия. За 4 полных дня экспедиция «К сердцу Азии» намотала на кардан Chevrolet Niva более 1700 км дорог различной степени сложности.
Мы воочию увидели, что 80% территории Тувы — это горы, причем разных ландшафтных стилей, и лишь оставшаяся часть республики — равнинные степные участки. Тува – живописное чередование горных хребтов и котловин. На территории республики слились воедино все природные зоны Земли, за исключением, пожалуй, саванн и влажных тропических лесов.
Трудно описать ощущения, когда перед колесами твоего внедорожника тикают, виляя длинным хвостом напуганные тушканчики, а в воздухе парят охотящиеся на них коршуны.
«Я обожаю красивые места, люблю сам фотографировать. То, что я наблюдал в Туве, покорило до глубин души. Только здесь я понял, как велика ваша страна, и как многообразна ее культура, — заметил в беседе со мной Гари Тилсон, генеральный директор СП «GM-АвтоВАЗ».
Во время пробега я аккуратно наблюдал за реакциями американского специалиста – как-никак это была его первая поездка в российскую глубинку в статусе только что назначенного руководителя. Туву Гари назвал «сокровенным местом, куда добраться – уже своего рода приключение». Причем, как он сказал, не на каждом автомобиле можно это сделать так же успешно, как на Chevrolet Niva.
Поначалу г-на Тилсона смущало обилие раскосых лиц местных жителей. Оно и не удивительно: до назначения в Россию Гари честных 4 года отдал работе в Китае. Но вот он посетил настоящую тувинскую юрту, послушал в бывшей ханской ставке необычное для слуха горожанина горловое пение, последил в кромешной темноте за плясками шамана на священной для местных горе Кежеге, – и что-то в душе американца дрогнуло.
«Как впечатление, г-н Тилсон? – спросил я топ-менеджера. Ответ был моментален и лаконичен: «Fantastic»! Спрашиваю: «Есть на вашей родине нечто схожее по пейзажу»? Продолжительное молчание — и ответ: «Думаю, озеро Тахо. Когда мы сегодня ехали, местная картинка напомнила мне именно те места, где проходило мое детство. Зайдите в Google, посмотрите сами».
Традиционная культура тувинцев — культура кочевников. Коневодство — одно из главных здесь занятий и, конечно же, один из основных видов транспорта. Там, где бессильны старенькие «Жигули» и старомодные праворульные иномарки, спасает лошадь. В седле хоть по степи, хоть в гору. А расстояния в Туве недетские.
К примеру, мы разбили палаточный лагерь вблизи озера Убсу-Нур, что своим северным «носиком» принадлежит России, а основным 80-километровым «телом» — Монголии, и вознамерились, было, нанести скорый визит на его берег, с целью искупаться.
Но пребывавший в составе тургруппы директор заповедника «Убсунурская котловина» Владислав Канзай осадил нашу спесь. Это лишь на первый взгляд, сказал он, берег с вышкой монгольской погранзаставы близко, на деле же тут порядка 20 км.
Не поверили специалисту – поехали. Действительно, колесом втирали пыль в степную тоску приличное количество времени. За несколько сотен метров до глади озера степь закончилась, началось болото. Штурмовать его не рискнули, тем более что находились в поле зрения монгольских пограничников.
Решили ретироваться. Но тут же потеряли следы, которыми, собственно говоря, сюда и ехали. Начали плутать и гадать «на кофейной гуще», как добраться до лагеря. А в степи тем временем смеркалось. На душе, представьте, тоже. Спасибо коллегам, выехавшим нам навстречу – свет фар Chevrolet Niva оказался виден за много степных километров.
Сергей Лепнухов, директор по связям с общественностью «GM Россия», поделился впечатлениями от пробега: «Chevrolet Niva – ключевой продукт в линейке Chevrolet в России, к тому же, один из самых продаваемых внедорожников на нашем рынке. Проехав всю тувинскую дистанцию, я лишний раз убедился в его надежности. Автомобиль создан в России и для России. В частности, для такого отдаленного ее уголка, как Тува. Для этого пробега мы привлекли не какие-то специально подготовленные машины, а обычные дилерские. Сегодня продолжаются работы по созданию автомобиля второго поколения. Это будет абсолютно новый внедорожник, с улучшенными характеристиками, мы его ждем к 2015 году. При этом не забываем и о сегодняшнем варианте».
О способностях Chevrolet Niva сказано за эти годы немало. Впрочем, как и о «болячках». С одной из них – недостатком мощности мы столкнулись на бесконечных тувинских подъемах. Старичку-мотору откровенно тяжело тащить на себе экипаж с обилием походных сумок. И прежде всего, на высотах «за 2000 метров», где ощущается кислородное голодание.
Зато «шерстить» большими внедорожными колесами щебенку с мелкими валунами в придачу Chevrolet Niva проще, чем какому-либо другому автомобилю. На таких типах покрытия, зачастую в Туве превалирующих, автомобиль ведет себя как в своей стихии. Недаром упомянутый нами директор заповедника «Убсунурская котловина» Владислав Канзай уже не первый год передвигается именно на Chevrolet Niva.
Кстати, о дорогах Тувы. В основе своей они, скажем так, проселочные. Самая современная и роскошная – федеральная трасса М-54 «Енисей». По ней, собственно говоря, мы и прикатили в республику из сопредельной Хакасии. Граница между регионами пролегает в высокогорье Саян.
Дорога эта радует путников с обеих сторон перевала: и качество асфальта приемлемое, и наличие отбойников в наиболее опасных местах предусмотрено, да и с информационными знаками все в порядке. Кстати, мы сделали интересное наблюдение: на М-54 через каждые 10 км пути таблички на указателях километража – не привычные синие, а красные.
В горах Хакасии мы заглянули в природный парк Ергаки, вершины которого отражаются в ледяной глади Ойского озера (1600 метров над уровнем моря). Наиболее бесстрашные представители нашего автоколлектива даже в нем искупались. Но этому поспособствовал роскошный приветственный ужин накануне.
В тувинском языке много слов, имеющих сходное с «ергаками» написание. Есть, например, «иргек», означающее самого крупного медведя; «эргил» — праздник; «эргин» — порог. Существует версия о том, что в названии могло сыграть роль слово «ыргак»: кривой, искривленный, изогнутый, что вполне соотносится с характерным вешним видом самих пиков. Сами Ергаки заметны из долин на севере за сотню километров и выглядят как изогнутая, искривленная линия горизонта.
И снова – о Туве. В республике проживает более 310 000 человек. Из них чуть ли не половина прописана в Кызыле. Не заглянуть сюда мы не имели права. Во-первых, интересно, что собой представляет главный город Тувы; во-вторых, именно в Кызыле, на берегу батюшки-Енисея, расположен монумент «Центр Азии», являющийся одним из главных символов республики.
Замечу, что обелиск является именно символом географического центра Азии, а не точным геодезическим пунктом, определяющим эту географическую точку. Он появился в 1964 году, когда отмечалась 20-летняя годовщина добровольного вхождения Тувы в состав СССР. 20 лет спустя, к 40-летию Советской Тувы, территория вокруг памятника была благоустроена, а сам обелиск и его постамент облицованы гранитом.
Тува, в принципе, привлекательна своим историко-культурным наследием. Помимо упомянутого нами этнокультурного комплекса «Алдын-Булак», другим интересным местом для туристического паломничества могут стать раскопки скифских курганов, которые ведутся в «Долине Царей», что близ п. Туран. А физическую релаксацию готово обеспечить озеро Торе-Холь, вблизи которого есть роскошные песчаники, где мы не преминули проэкзаменовать Chevrolet Niva на пустынно-вездеходную профпригодность.
Озеро это — живописнейшее и умиротворяюще действующее на состояние человека. Водятся в нем и рыбка, и телеса заезжих туристов, которые могут себе позволить добраться до него по степным колеям.
Стоишь тут, в центре азиатского континента и физически ощущаешь окружающие тебя безграничные пространства степей, ковыльные седины которых отблескивают в лучах низкого солнца. Приглядываешься и замечаешь голубую стену гор, которые ограничивают на горизонте эту бесконечность и отделяют ее от другой, не доступной твоему взгляду. Состояние, поверьте на слово, неземное.
«Нынешним автопробегом мы хотели не только еще раз показать, на что способны Chevrolet Niva, но и сообща испытать эмоции, которые они могут подарить в окружении природного совершенства, — заметила Юлия Андрейчук, ведущий специалист по маркетингу СП «GM-АвтоВАЗ». – Думаю, что задача выполнена на 100%».
Константин Байшев, в свою очередь, заметил: «Надеемся, что подобные автопробеги станут регулярными, ибо второй марш-бросок такого плана – уже традиция. По причине не самой активной жизни автомобильного рынка в целом, мы скорректировали наш годовой производственный план, обязуясь изготовить и реализовать 57 000 Chevrolet Niva (вместо изначальных 67 000 ед. – прим. автора). Предприятие собирает столько автомобилей, сколько продает, и это хорошо. Не скрою: рынок сегодня сложный, но мы надеемся, что посредством в том числе таких коммуникационных мероприятий продолжим обеспечивать потребительский интерес к нашей продукции».
Источник: