Статья о стритрейсинге — как предполагается бороться с нелегальными уличными гонками, легализация гонок и ее «подводные камни». В конце статьи — интересное видео о стритрейсинге глазами пассажира.
Содержание статьи:
- Проект борьбы со стристрейсерами
Легализация стрирейсинга
Тонкости организации
Дрэг-рейсинг
Уличные гонки у нас и «у них»
Трудности перевода
Видео о стритрейсинге глазами пассажира
Как правительство планирует бороться со стритрейсерами? Реально ли отличить обычное превышение скорости от уличной гонки? Об этом — далее в статье.
Проект борьбы со стристрейсерами
Госдума решила серьезно подойти к проблеме уличных гонок, для чего создала специальную рабочую группу. На улицах российских городов молодые люди регулярно устраивают незаконные соревнования с целью покрасоваться своими автомобилями и собственной безбашенностью. Между тем, сами по себе автогонки не запрещены законом, но организаторы, являющиеся членами соответствующей федерации, не менее чем за 30 дней обязаны сообщить об их проведении в органы МВД. Данное мероприятие проводится на специально отведенной территории или спортивном объекте, а гонщики предварительно проходят квалификационные тесты и получают лицензию.
В 2017 году уже приняли в первом чтении поправки в ПДД, касающиеся опасного вождения. Необходимость в законопроекте возникла уже давно, трудность состояла лишь в точности формулировок – как отличить хулиганство от агрессивного вождения и от стритрейсинга?
В итоге власти решили назвать опасной ездой такой стиль вождения, который своими действиями приводит к созданию аварийной ситуации на дороге, лишая других участников движения возможности спрогнозировать поведение лихача и избежать опасности. Таких водителей предлагают наказывать штрафом в размере 5 тысяч рублей или лишать водительских прав.
А стритрейсеров попытаются подвести под статью 213 Уголовного кодекса «Хулиганство», которое заключается в сознательном грубом нарушении общественного порядка. В качестве наказания такой хулиган может лишиться своего транспортного средства и свободы.
Легализация стрирейсинга
Ранее столичные власти уже рассматривали вариант устройства легальных трасс для уличных гонок. Это дало бы возможность гонщикам утолить жажду скорости, а органам правопорядка — контролировать этот процесс. Идея так и не была воплощена в жизнь, так как очень сложно технически и морально узаконить сверхскоростную езду по городским улицам.
Сам термин street racing — уличные гонки — родился уже в начале 20 века на улицах Европы и Америки. И, к слову, в те времена они были абсолютно легальны. Но растущая популярность начала создавать определенные проблемы: одно дело, когда пара автомобилей наперегонки несется по улицам, и совсем другое, когда на это зрелище приходит посмотреть огромное количество зрителей.
А повышение скоростей стало приводить к увеличению частоты аварий, поэтому власти просто обязаны были их запретить. Но это не могло остановить любителей адреналина и скоростной езды, и гонки перешли в разряд запрещенных, что лишь повысило к ним интерес.
Тонкости организации
Гонки вызывают такую страстную любовь к себе именно из-за ощущения азарта на безумной скорости. Но на городских улицах, полных перекрестков, поворотов, другого транспорта, такие заезды могут быть опасны для всех участников. Даже если заезд будет официально разрешен, потребуется ряд определенных мероприятий: координация с городскими службами, закрытие тех дорог, по которым будет проходить гонка, обеспечение безопасности и прочее. Но здесь возникают две трудности:
Властям потребуется много времени и ресурсов, людских и материальных, чтобы обеспечить должную организацию.
Стритрейсеры теряют интерес к такой гонке. Официальность лишает заезд того удовольствия, которое дарует ощущение опасности от участия в чем-то незаконном. Они получают обычное спортивное соревнование с определенным регламентом, за участие в котором также могут потребовать некий финансовый взнос, а к машине — предъявить конкретные технические требования. Но уличные гонки – это как раз отсутствие правил при чистом адреналине, это образ жизни со скоростью в крови, с красивыми, мощными машинами, дерзкими водителями и поклонницами в вызывающих нарядах. То есть, максимальное воплощение фильма «Форсаж», ставшего культовым.
Гонки проводятся не только в столице, но и во многих других городах страны. Подсчитать их количество и вычислить дни проведения не представляется возможным. Настоящие стритрейсеры имеют отдельный автомобиль для участия в гонках, который не зафиксирован в ГИБДД и выводится на свет только для заездов. Дорабатываются такие машины также в особых сервисах, где не потребуют разрешения на модернизацию, или же доводят «до ума» своими силами. Те редкие представители, которые получают регистрацию в автоинспекции, как правило, участвуют в трековых заездах, которые не имеют никакого отношения к стритрейсингу.
Кстати, и берегут такие автомобили не в пример больше, ведь стоимость внутренней начинки и общего спортивного дизайна в некоторых случаях может превышать стоимость самой машины. Вот только ни одна страховка не покроет ущерб, нанесенный во время аварии при уличной гонке, тогда как стритрейсеры безжалостно громят свои «рабочие лошадки», чтобы набраться опыта и усовершенствовать следующую модель.
Дрэг-рейсинг
Одной из разновидностей уличных гонок является дрэг-рейсинг, как раз широко разрекламированный в голливудских фильмах. Это как раз состязание двух или нескольких автомобилей на прямой трассе, без препятствий и какого-либо ограничения по скорости. Такое мероприятие организовать намного проще, достаточно выбрать ночное время и отдаленное от населенных пунктов место с ровной дорогой.
В России дрэг-рейсинг узаконен, имеет свои клубы, проводится на безопасных, специально отведенных трассах и даже имеет призовой фонд. Официальные гонки проходят в Краснодаре, в Красноярске, в аэропорту Петрозаводска, а в Ингушетии для дрэг-рейсинга даже построена собственная трасса.
Уличные гонки у нас и «у них»
Если посмотреть, как борются со стритрейсерами в других странах, то там все более оптимистично. Так как в США и европейских странах это явление распространено уже не одно десятилетие, для гонок уже оборудовано немало трасс разного уровня. Лихачи могут выбрать дорогу для дружеского заезда или же трек для вполне профессионального соревнования.
В Москве же фанаты скорости узнают о ближайшей гонке через социальные сети, прочие мессенджеры и клубы, созданные стритрейсерами. Самой излюбленной площадкой для гонщиков были Воробьевы горы, хотя после реконструкции многие стритрейсеры подыскали себе другие места сбора.
Еще одной популярной трассой являлся Тушинский аэродром, где проходили не только раллийные гонки, но и заезды внедорожников через полосу препятствий. Но столичные власти распорядились отдать пространство под жилой квартал и футбольный стадион. К слову, и в Америке уличные гонки получили столь активное распространение после войны, когда в их распоряжении оказалось большое количество заброшенных аэродромов.
Несмотря на нелегальность мероприятия и риск столкновения с представителями правопорядка, организаторы гонок всегда пытаются обеспечить максимальную безопасность для всех участников. Заезды традиционно начинаются весной и продолжаются до осени, чтобы гонщики соревновались по сухому асфальту. К участию не допускаются лица в алкогольном опьянении, люди, находящих под действием наркотических препаратов, и молодежь, не имеющая водительских прав.
В качестве даты проведения выбирают ночные часы выходных дней, чтобы не создавать проблем другим участникам дорожного движения.
Однако даже такие ухищрения не удовлетворяют столичные власти, которые методично вытесняют гонщиков с улиц. На привычных местах сбора ставят бетонные ограждения, кладут блоки на импровизированных трассах, как это произошло на ВДНХ, Останкинской улице и Ярославском шоссе. По согласованию с автоинспекцией бетонные блоки устанавливают таким образом, чтобы не мешать движению обычного автотранспорта, но и не давать гонщикам возможности устроить заезд.
Трудности перевода
Власти признают, что стритрейсинг является проблемой неоднозначной и сложно решаемой. По закону нельзя дважды наказать за один и тот же проступок. Если сотрудник ГИБДД неправильно квалифицирует действия водителя-лихача, то не очень понятно, каким образом и за какой проступок его наказывать.
Так же обстоит ситуация и со статьей «Хулиганство». Как объясняют автомобильные юристы, трудно выявить факт умышленного нарушения автомобилем общественного порядка. Если инспектор превышение скорости может расценить как вызов обществу, то водитель вправе оправдаться тем, что спешит в роддом к жене.
Организаторы гонок и специалисты клубов стритрейсеров уверяют, что гонщикам просто необходимо выплеснуть энергию. Не их вина в том, что наша страна не способна удовлетворить увлечения своих граждан. Закрытых трасс, годных для заездов, слишком мало и практически все они находятся в Подмосковье. Однако нормальные, адекватные гонщики лишь организовывают общую встречу в столице, а на сами состязания отправляются на заброшенные территории за пределами Москвы. Таким образом, упрекнуть их не в чем: они получают свою нелегальную гонку и при этом не причиняют неудобств.
Поэтому законопроект и испытывает такие муки из-за того, что непросто грамотно прописать формулировки. Хотя, по большому счету, не велика разница между нарушителями ПДД и стритрейсерами. Депутаты делают акцент на том, что гонки – это сознательное действие, которое создает угрозу здоровью и жизни других людей. Но чем отличается от стритрейсера обычный водитель, который, нарушая правила, проезжает на красный свет и сбивает пешехода? Разве это не расценивается как умышленное нанесение вреда?
Стритрейсинг глазами пассажира — в видео:
Источник: