21 мая в Кирове прошёл концерт группы «ЧАЙФ». Зал в ДК «Родина» был полон. Начало концерта было назначено на 19 часов, но уже за час до него люди стали собираться у главного входа. Приходили целыми семьями, от мала до велика, что совсем не удивительно: почти за 36 лет «ЧАЙФы» стали кумирами как минимум для трёх поколений. Порталу Свойкировский удалось перед концертом поговорить с лидером группы Владимиром Шахриным – о новом альбоме, пережитом локдауне, маркетинге по-вятски и юбилейном туре, который пришлось отложить практически на год.
О чем говорится в статье:
- «Эта музыка была придумана для живого общения»«Мы как бы донашиваем свой мир»
«Эта музыка была придумана для живого общения»
Тур «Война, мир и …» посвящён 35-летию «ЧАЙФа». Он должен был пройти в 2020 году, но из-за пандемии его пришлось перенести. К этому шоу «ЧАЙФы» готовились серьёзно: специально наняли режиссёра, который нашёл нужное световое и техническое решение, а программа была чётко продумана. Название неслучайно и делит выступление на три части. Первая из них, «Война», – о бесшабашной молодости, когда ты готов бороться со всем миром. Вторая – о зрелости, когда находишь гармонию с самим собой. А вот многозначительное «и …» – уже загадка.
После саундчека нам удалось немного поговорить с Владимиром Шахриным.
– Владимир, музыканты обычно видят город только со стороны вокзала и из окна гостиницы. Вы много раз бывали в Кирове, удалось хоть немного погулять по городу?
– Иногда бывает гуляем. У меня с Кировом замечательная история связана, лет 5 назад было зимой. Поселились в гостинице, а напротив там музей. И перед ним стояла стела с афишей «Вятка времён Шаляпина». Я думаю, ничего себе, я даже ничего не знаю об этом. А там театр рядом или училище, думаю, может, он пел там. В общем, мне стало интересно, я туда пошёл. Меня попросили купить билет сначала в Краеведческий музей, потом на саму выставку, отдельно. Ну, я по музею ходил, интересно, но понимаю, что времени мало. Зашёл во второй зал, где «Вятка времён Шаляпина». Подхожу к работнице музея, спрашиваю: «Слушайте, у меня уже времени так мало, вы мне кратенько так расскажите, а что, Шаляпин в театре здесь пел?» – «Нет, не пел». – «Ну а может, он остановился тут на вокзале, вышел, сказал что-то?» – «Нет, Шаляпин вообще в Вятке не был ни разу. У нас вот экспозиция такая: что было в Вятке во времена Шаляпина» (смеётся). Ну, так можно сделать и выставку «Вятка времен The Beatles» или ещё что-нибудь. Это был гениальный, я считаю, маркетинговый ход (смеётся).
– А вообще город какое впечатление создаёт?
– Это старый город, в нём есть очень милая патриархальность. Я не заметил современного Кирова. Например, если в Екатеринбург вы въезжаете, вот это прямо очень современный город: много современной архитектуры, современных зданий, он высокий, дома по 30–50 этажей, небоскрёбы. А Вятка такая тихая, спокойная. В этом есть что-то милое. Зато сохранился старый город. Потому что в Екатеринбурге старого города практически нет. Так что я думаю, что на самом деле это очень неплохо как некая среда обитания, место для жизни. Это, наверное, гораздо лучше, чем современный город.
– В 2020 году ваш юбилейный год попал на локдаун. Как вообще переживали? Готовилось ведь большое шоу.
– Да, сегодня будем как раз его играть. В прошлом году успели в феврале–марте сыграть концерты на Дальнем Востоке, в Приморье, в Казахстане, и тур закончился. Потом, как и вся страна, практически год сидели дома. За это время мы записали альбом, сняли два хороших онлай- концерта, с очень хорошей посещаемостью: у одного было почти 7 миллионов подключений, у другого 4 миллиона. Привели в порядок квартиры, дачные участки, поскучали без работы, конечно. Понятно, что никакие онлайн-концерты даже с аудиторией в 7 миллионов не сравнятся с живым концертом, пусть даже там 800 человек в зале. Всё-таки та музыка, которую мы играем, была придумана для живого общения, для обмена живой энергией.
«Мы как бы донашиваем свой мир»
– Когда вы записывали «Оранжевое настроение III», открыли краудфандинговую акцию на символическую сумму в 1 рубль. Зачем?
– Чтобы люди поняли, что мы не собираем деньги на альбом. У нас есть своя студия, нам не нужны были деньги на запись. По сути дела, мы объявили предпродажу. То есть люди покупали сам альбом в нескольких вариантах: электронный, кассета, CD и винил, могли заранее заказать и оплатить. Когда группа сидела без работы, нас поклонники поддержали, мы больше чем на 2 млн рублей продали, за что им огромное спасибо. Но мы не просили у людей денег на запись альбома, просто заранее предложили его купить.
– А почему спустя столько лет, после выхода четвёртой и пятой частей «Оранжевого настроения», записали третью?
– Это достаточно забавная история. Мы начали записывать некий сериал, записали первое «Оранжевое настроение», второе. И когда у нас был готов следующий [альбом] мы придумали такую фишку и запустили журналистам, что у нас выходит четвёртое «Оранжевое настроение», а третье мы записали на монгольском языке. Монгольская выпускающая компания выкупила полностью права, и поэтому он есть, но там, в Монголии, и его как бы нет. Многие в это поверили, и даже были люди, которые видели и слышали этот альбом на монгольском языке. Потом вышли четвёртая и пятая части, и сейчас мы понимаем, что время прошло и выпускать шестую смысла нет. И мы решили, что откроем карты, расскажем, что это был своеобразный блеф, и выпустили недостающий. Ну это часто бывает, в «Звёздных войнах», например.
– Можно назвать выпуск третьего оранжевого настроения ностальгией?
– Мы все немножко ностальгируем, но она у нас не такая, что раньше всё было хорошо, а сейчас всё плохо. Это, скорее, такая констатация факта, что мы повзрослели, изменились. Когда тебе 25–27 лет, ты беззаботен, у тебя за плечами крылья. А потом, когда у тебя появляется первый, второй ребёнок, ты становишься старшим в семье, у тебя за спиной вместо крыльев появляется рюкзак с ответственностью, который ты должен тащить как мужчина. И ты его тащишь – ответственность за своё дело, за семью, за всё. И, конечно, есть некая ностальгия вот по этому времени беззаботности, по этим крыльям за спиной. В каких-то песнях это прослеживается, но не во всех. Не весь альбом посвящён этому, есть взгляд на современный мир. На самом деле, нам немножко сложновато к этому интернет-пространству [адаптироваться]. Вот «Планета секонд-хэнд» (песня с альбома «Оранжевое настроение III» – прим. ред.). Идея началась с того, что в разных городах я начал видеть кучу магазинов типа «Планета шапок», «Планета крепежа», «Мир гвоздей», «Мир матрасов», ещё что-то. Мне показалось это забавным, и потом я решил закончить эту историю тем, что на данный момент у нас такая планета секонд-хэнд, потому что мы донашиваем как бы свой мир. Нам нравится, что мы это всё застали, и он нам понятнее.
– Но немножко грустно.
– Грустновато, потому что, честно сказать, меня не всё устраивает в современном электронном виде. Многие вещи немножко пугают, и очень многое я просто не понимаю, чем закончится.
– Вы поэтому продолжаете кассеты выпускать? Тоже с этим связано?
– Ну, кассеты сейчас как бы модно, это такой хипстерский наворот. Их немного, но есть люди – среди молодёжи причём, это не взрослые люди – кто тоже слушает кассеты, даже не пожив том времени. У них где-то на подкорочке записано, что, блин, как было клёво, вот эта вот аналоговая жизнь. То есть это такой кусочек аналоговой жизни.
– Шоу называется «Война, мир и …». Что после «и»?
– Каждый человек после концерта должен сам что-то для себя подумать, что же мы имели в виду. Уже много всяких вариантов было. Понятно, что там напрашивается любовь, гармония, энергия, вплоть до того, что был вариант «Война, мир и мы скучали» после пандемии (смеётся). Так как-то захотелось, чтобы люди сами себе придумали, чтобы у каждого было своё название этой программы.
Источник: